Эдуард Волков: «В случае применения новых правил ветеринарным специалистам придется проводить много дополнительных, неоправданных и затратных мероприятий»

Рубрика:
Интервью
Эдуард Волков: «В случае применения новых правил ветеринарным специалистам придется проводить много дополнительных, неоправданных и затратных мероприятий»

Заместитель начальника отдела организации противоэпизоотических, противопаразитарных и ограничительных мероприятий (карантина) департамента ветеринарии Минсельхоза Республики Коми Эдуард Волков рассказал порталу «Ветеринария.рф» об основных, по его мнению недочетах, которые выявили ветеринары региона в последних нормативных правовых актах в сфере ветеринарии.

– Эдуард Владимирович, расскажите, почему, на ваш взгляд, принятые правила по инфекционной анемии лошадей (ИНАН) не станут серьезным практическим подспорьем для ветеринаров? Какие правки необходимо учесть в документе?

– У нас есть ряд замечаний по ветеринарным правилам осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов инфекционной анемии лошадей (ИНАН). Напомню, эти правила утверждены приказом Минсельхоза России от 10.05.2017 №217.

Например, в пункте 9 Правил при наличии подозрении на ИНАН отсутствует требование по изоляции заболевших животных в целях недопущения дальнейшего распространения заболевания.

Согласно пункту 10 Правил, «до получения результатов диагностических исследований на ИНАН владельцы восприимчивых животных, обязаны, в том числе, прекратить иммунизацию и получение крови от лошадей – продуцентов, а также реализацию полученных от них сывороточных препаратов на предприятиях биологической промышленности». В данной трактовке не уточняется, какая конкретно вакцинация запрещена. Считаем, что нужно изложить предложение в следующей редакции: «Прекратить иммунизацию в целях получения крови от лошадей – продуцентов, а также реализацию полученных от них сывороточных препаратов на предприятиях биологической промышленности».

Далее, в соответствии с пунктом 24 Правил, «руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от руководителя лаборатории информации об установлении диагноза в течение 24 часов с момента установления диагноза должен:

-направить на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина);

-направить копию представления в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора;

-в случае установления диагноза у восприимчивых животных, содержащихся на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, копию представления направить также должностным лицам указанных органов или подведомственных им учреждений;

-инициировать проведение заседания чрезвычайной противоэпизоотической комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации;

-разработать проект акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направить их на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

-разработать и утвердить план мероприятий по ликвидации очагов ИНАН и предотвращения распространения возбудителя и направить проекты указанных документов на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации».

Отмечу, что заболевание ИНАН не является особо опасным и трансграничным, в связи с чем карантин в неблагополучном пункте устанавливается приказом (распоряжением) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии. Этим же органом разрабатывается и утверждается также план оздоровительных мероприятий.

Направление вышеуказанных документов в адрес подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации и других целесообразно только при наличии восприимчивых животных в данных структурах на территории субъекта.

Проведение заседания чрезвычайной противоэпизоотической комиссии соответствующего субъекта нашей страны для рассмотрения вопросов, связанных с наложением карантина по ИНАН и проведением оздоровительных мероприятий, нецелесообразно. Возбудитель не обладает высокой контагиозностью, в связи с чем заболевание не имеет широкого распространения. Поэтому ветеринарная служба субъекта самостоятельно организовывает проведение оздоровительных мероприятий в неблагополучном пункте по ИНАН. Привлекаются обычно только органы местного самоуправления для отведения места для уничтожения биологических отходов. Также есть замечания по формулировке пункта 30: «…полученные от больных восприимчивых животных без проявления клинических признаков ИНАН (кроме мяса, шкур, конского волоса) должны направляться на утилизацию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом России от 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 (зарегистрирован Минюстом России 5 января 1996 г., регистрационный N 1005), с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза России от 16 августа 2007 г. N 400 (зарегистрирован Минюстом России 14 сентября 2007 г., регистрационный N 10132)».

Не указано, как использовать мясо от убитых, положительно реагирующих животных, не имеющих клинических признаков болезни. Неподверженное термической обработке мясо может быть источником распространения заболевания. Также здесь не указано, допускается ли подворный убой положительно реагирующих животных с дальнейшим использованием мяса внутри хозяйства после термической обработки.

Вызывает вопросы и пункт 35: «Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области ветеринарии, должен организовать на территории, прилегающей к эпизоотическому очагу, выставление на въезде в эпизоотический очаг необходимого количества круглосуточных контрольно-пропускных постов, оборудованных дезинфекционными барьерами, пароформалиновыми камерами для обработки одежды и дезинфекционными установками, с круглосуточным дежурством».

ИНАН, как уже было сказано, не является особо опасным и трансграничным заболеванием, в связи с чем организацию на въезде в эпизоотический очаг круглосуточных контрольно-пропускных постов, оборудованных пароформалиновыми камерами для обработки одежды и дезинфекционными установками, с круглосуточным дежурством, считаю чрезмерным и очень затратным.

Для функционирования одного поста необходимо не менее двух человек на сутки. Если дежурить в режиме «сутки через трое», то получается, что нужно 8 человек! Кроме этого, оборудование места отдыха, питания, а в зимнее время – обогрев и т.д. А если карантин наложен на населенный пункт, и он является транзитным, тогда необходимо два поста: на въезде и выезде! В итоге получается, что все ветеринарные специалисты одной станции по борьбе с болезнями животных будут заниматься только дежурством на постах на въезде и выезде в неблагополучный пункт по ИНАН. Мера, вполне равносильная стрельбе из пушки по воробьям. Еще возникают вопросы, каким образом организовать посты на территории пастбищ и при табунном содержании животных?

Еще есть вопрос по пункту 39: «Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от должностного лица учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, заключения о выполнении мероприятий, предусмотренных Правилами, должен направить в течение 24 часов представление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, где был зарегистрирован эпизоотический очаг.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение дня должен принять решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, где был зарегистрирован эпизоотический очаг».

Так как ИНАН не относится к особо опасным и трансграничным болезням, то наложение и снятие карантина на неблагополучный пункт устанавливается приказом (распоряжением) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии.

Считаю, что требует уточнения пункт 7: «В хозяйствах ежегодно проводятся обследования поголовья восприимчивых животных на ИНАН методом диффузной преципитации (далее – РДП) за исключением восприимчивых животных в возрасте до 6 месяцев».

Ежегодные исследования на ИНАН в благополучных регионах (с учетом регионализации) по заболеванию считаю нецелесообразным. Достаточно исследовать только при перемещении животных, без учета смены владельца и целей перемещения, кроме направления на убой.

По пункту 11: «…в течение 24 часов должны сообщить любым доступным способом о подозрении на ИНАН должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий объект, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственного ему учреждения…».

В случае выявления животных с признаками заразного заболевания владелец обязан немедленно сообщить об этом ветеринарным специалистам государственной ветеринарной службы субъекта.

Хотелось бы уточнить и пункт 15: «Должностное лицо учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов после получения информации … должно проинформировать о подозрении на ИНАН руководителя органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг».

Информирование органов местного самоуправления о подозрении на ИНАН считаю нецелесообразным и преждевременным. Заболевание не имеет характерных клинических признаков, в связи с чем животное может болеть незаразными болезнями с симптомами, схожими с ИНАН, поэтому до подтверждения диагноза информирование органов местного самоуправления не имеет смысла. Тем более, заболевание не является особо опасным.

То же самое касается и формулировки из пункта 16, которая касается информирования местного населения. Сообщать гражданам о подозрении на данное заболевание считаю нецелесообразным и преждевременным до установления окончательного диагноза.

По пункту 18: «Пробы биологического материала должны доставляться в лабораторию специалистом госветслужбы. Запрещается пересылать пробы по почте или любым иным способом».

Требование по пересылке проб биологического материала только специалистом госветслужбы считаем чрезмерным и экономически очень затратным, особенно если речь идет об авиатранспорте. Почему? Опять же, потому что заболевание не является трансграничным и особо опасным.

По пункту 19: «Диагноз считается установленным, если получен положительный результат методом РДП».

Не указаны действия, если при лабораторных исследованиях получены сомнительные результаты, что нередко встречается на практике. Также отсутствует информация по использованию в постановке диагноза исследований методом ПЦР, хотя бы с целью уточнения диагноза.

И последнее замечание по пункту 21: «Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов после установления диагноза должен направить в письменной форме информацию о возникновении ИНАН на территории соответствующего субъекта Российской Федерации руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в области ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел…».

Информирование в течение 24 часов после постановки диагноза руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта и других указанных органов о заболевании, которое не является особо опасным и общим для человека и животных, считаю нецелесообразным. Особенно если на поднадзорной территории в вышеперечисленных силовых структурах отсутствуют восприимчивые животные.

В качестве итога следует отметить: в случае применения на практике новых правил, ветеринарным специалистам придется проводить много дополнительных, неоправданных и затратных мероприятий, от которых не будет большой пользы при оздоровлении неблагополучных пунктов от инфекционной анемии лошадей. Прежняя инструкция была рабочим документом, применять ее на практике намного удобней и проще, чем новые правила. Ведь самое главное – результативно проводить оздоровление неблагополучных пунктов. И зачем тогда изобретать новый велосипед? Может быть, было проще обновить текст, не меняя содержимого?

Конечно, некоторые коллеги скажут, что в наших замечаниях много философии. Да, я понимаю, что ни один нормативный документ не может быть универсальным. Но порой за поставленную не там запятую в тексте можно получить выговор. А уж что будет за невыполнение пункта НПА, всем думаю, ясно!

Историческая справка: в период с 2010 по 2016 на территории Республики Коми, благодаря использованию «Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной анемии лошадей» от 20 декабря 1982 года, было оздоровлено 20 неблагополучных пунктов по инфекционной анемии лошадей. В настоящее время территория республики благополучна по данному заболеванию.

– А как обстоит дело с новыми правилами по геморрагической болезни кроликов? Есть ли замечания?

– Правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов вирусной геморрагической болезни кроликов, разработаны по одной схеме с правилами по ИНАН. Поэтому основное замечание по новым правилам ВГБК такое: мероприятия, начиная от подозрения на данное заболевания до снятия карантина, проводятся как при особо опасном и трансграничном заболевании (грипп птиц, ящур, АЧС). В основном, при введении карантина приказом руководителя органа исполнительной власти субъекта, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, все действия проводятся более оперативно. Срок с момента установления диагноза до подписания документа о наложении карантина существенно короче.

– Какие замечания вы могли бы дать относительно принятых правил по сибирской язве?

– В правилах осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сибирской язвы от 14 августа 2017 г. №403, не указано, как необходимо проводить дезинфекцию почвы, где находился труп павшего животного.

В соответствии с п. 5.19. «Ветеринарных правил ВП 13.3.1320-96 6. Сибирская язва», а также п. 3.17 «Инструкции о мероприятиях против сибирской язвы» от 05.06.1981, почву на месте падежа, вынужденного убоя больного животного или вскрытия трупа животного, павшего от сибирской язвы, орошают раствором хлорной извести, содержащим 5% активного хлора из расчета 10 л на 1 кв. м. После этого почву перекапывают на глубину 20 – 25 см, перемешивают с сухой хлорной известью, содержащей не менее 25 – 28% активного хлора. Расчет такой: на три части почвы одна часть хлорной извести. После этого почву увлажняют водой. Далее возникает вопрос: какими ветеринарными правилами руководствоваться при проведении дезинфекции в случае выявления трупа животного, например, на пастбище?

Если провести несложные подсчеты, то, в соответствии с вышеизложенными правилами и инструкцией, на дезинфекцию места падежа одного оленя (средний живой вес около 50 кг), павшего от сибирской язвы, необходимо не менее 150 кг хлорной извести. А если оленей будет 10 или 100 голов? И как доставить в тундру такое количество дезсредств? Есть еще один вопрос: возможно ли заменить хлорную известь другими современными дезинфицирующими средствами?

Так как сибирская язва является почвенной инфекцией и заражение животных чаще всего происходит на выпасе, здесь также возникает проблема оборудования постов при въезде на территорию очага для недопущения распространения заболевания, особенно на территории оленеводческих пастбищ в условиях тундры.

Полезно было бы отразить в правилах порядок согласования и подтверждения безопасности проведения работ на территории предполагаемых почвенных очагов, в тех случаях, когда работы подразумевают выемку и перемещение грунта. На сегодняшний день этот вопрос не урегулирован и отдан на усмотрение субъектов.

– На что в законотворчестве в сфере ветеринарии стоит обратить особое внимание?

– Кроме того, что я уже сказал, хочется подчеркнуть, что при ликвидации очагов заразных заболеваний, не отнесенных к особо опасным, наложение и снятие карантина должно осуществляться на основании приказа руководителя ветеринарной службы субъекта Российской Федерации. План оздоровительных мероприятий утверждается им же. Проведение заседания чрезвычайной противоэпизоотической комиссии организуется при необходимости, например, при разработке совместных мероприятий с Роспотребнадзором, Россельхознадзором или МВД. Информирование о подозрении на заболевание органов местного самоуправления нецелесообразно, на ход проведения карантинных мероприятий это никак не повлияет. Однако может возникнуть нежелательная реакция среди населения: бесконтрольный убой, реализация животных и продукции.

Еще один вопрос, который волнует и требует оперативного решения, – это отсутствие новых правил проведения карантинирования сельскохозяйственных животных (по видам). Этот документ должен быть создан взамен «Правил ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже колхозам, государственным хозяйствам и другим предприятиям и организациям и при межхозяйственном обмене животными для племенных и производственных целей» от 23 апреля 1979 г.

Дело в том, что в настоящее время руководствоваться этими правилами карантинирования ветеринарные специалисты могут и обязаны, а вот привлечь к административной ответственности владельцев животных за их несоблюдение – уже нет. Кроме этого, усугубляет ситуацию приказ Минсельхоза России № 589, согласно которому допускается перемещение животных для личного использования по территории Российской Федерации без оформления ветеринарных сопроводительных документов. Все это, в свою очередь, отрицательно сказывается на осуществлении контроля за перемещением поднадзорных грузов и на эпизоотической обстановке страны в целом. Имеет смысл проработать вопрос о введении законодательной нормы, позволяющей временно, например, на период неблагополучия страны, отменять ту или иную норму. Считаю, что вышеуказанную норму в Приказе № 589 в отношении перемещения живых свиней следовало бы отменить до полной ликвидации очагов АЧС в России.

– Что еще можно сказать по поводу приказа Минсельхоза России № 589, вызвавшего в ветеринарном сообществе большой резонанс?

– С вступлением в силу этого приказа, появилась проблема учета продуктивных и мелких домашних животных. В частности, правила позволяют владельцам домашних животных перемещать их по территории страны без оформления ветеринарных сопроводительных документов. Теперь владельцы не обращаются в ветеринарные учреждения для осмотра и оформления справок для перевозки питомцев. Таким образом, никто не оценивает состояние и здоровье животного. Также отпадает необходимость вакцинации четвероного от бешенства. Территории части регионов России неблагополучны по болезни, и в настоящее время возникает угроза распространения этого опасного заболевания и в Республику Коми как раз путем неконтролируемого вывоза с карантинных территорий инфицированных домашних животных, не иммунизированных от бешенства и не подвергнутых клиническим осмотрам.

Кроме того, сельскохозяйственные предприятия Коми и сельскохозяйственные предприятия федеральных органов исполнительной власти реализуют продуктивных животных населению – частному сектору. Правила позволяют не оформлять ветеринарный документ при передаче животных покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом не все сельскохозяйственные предприятия имеют в своем штате ветеринарных специалистов. В данном случае реализуются животные без осмотра, оценки состояния и здоровья особи. При реализации населению сельхозпредприятиями на законодательном уровне не установлена обязательность прослеживаемости, а владельцы животных не спешат их регистрировать в органах местного самоуправления и государственных ветеринарных учреждениях. Таким образом, это не дает ветучреждениям возможности осуществлять полноценного учета животных, позволяющего планировать противоэпизоотические мероприятия. То есть, все это может стать угрозой возникновения и распространения в республике особо опасных болезней животных, в том числе птичьего гриппа и африканской чумы свиней. А при возникновении заразных заболеваний это может мешать проведению оперативных карантинных мероприятий.

Думаю, было бы неплохо при каждой вспышке заразной болезни анализировать всю ретроспективу оздоровления с целью внесения изменений в действующие правила по профилактике и ликвидации данного заболевания. С такими изменениями ветеринарные нормы и правила были бы более адаптированными к действительности.

В заключение хочу напомнить, что каждая строка правил по борьбе с болезнями животных – это работа коллег-ветеринаров, тех, кто непосредственно участвует в исследовании и обработках животных, в проведении дезинфекции и ВСЭ, оздоровлении неблагополучных пунктов и многом другом. Поэтому давайте уважать нелегкий труд «работяги–ветеринара», благодаря которому поддерживается благополучие нашей страны.

Конечно, хотелось бы поднять престиж профессии на государственном уровне, тогда и неблагополучных пунктов в России будет гораздо меньше.

Желаю всем крепкого здоровья и удачи!

– Спасибо большое за беседу.

775 просмотров
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика