Федор Василевич: «России нужна государственная политика подготовки ветеринарных врачей»

Рубрика:
Интервью
Федор Василевич: «России нужна государственная политика подготовки ветеринарных врачей»

Несколько лет назад в мире отмечалось 250-летие ветеринарного образования. Большой вклад в развитие «доброй науки», зародившейся в России во времена петровских реформ, внесла отечественная школа ветеринарии. Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина – один из старейших вузов страны, продолжатель традиций российской ветеринарной науки на протяжении вот уже 96 лет. С каждым годом растет популярность профессии ветеринара, однако нехватка специалистов, особенно в регионах, ощущается очень остро. Какие меры помогут преодолеть дефицит ветеринарных врачей? Об этом в интервью порталу «Ветеринария.рф» размышляет Федор Иванович Василевич, председатель Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии, ректор Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина, доктор ветеринарных наук, академик РАН.

– Достаточно ли в России вузов, где можно получить профессию ветеринарного врача?

– В настоящее время подготовку ветеринарных врачей в нашей стране ведут 43 высших учебных заведения. Из них 11 вузов подведомственны Министерству образования и науки РФ и 32 – Министерству сельского хозяйства РФ. На мой взгляд, факультетов более чем достаточно, если не сказать много. Ведь причина дефицита ветеринарных врачей кроется не в количестве учебных заведений, где можно получить профессию, а в качестве подготовки специалистов, создании соответствующих условий для их работы в регионах. Более того, открытие новых ветеринарных факультетов, особенно в непрофильных вузах, ряд других негативных тенденций в сфере подготовки специалистов вызывают опасения.

– Какие тенденции вы имеете в виду и с чем связаны ваши опасения?

– Цель подготовки специалистов в области ветеринарии – научить врачеванию. Кстати, это единственная из специальностей сельскохозяйственного профиля, обучение по которой ведется по моноуровневой системе, а не двухступенчатой (бакалавриат и магистратура). Большая дискуссия на эту тему в свое время завершилась тем, что профессиональное сообщество отстояло программу обучения ветеринарных врачей, рассчитанную на пять лет. Для подготовки специалистов в сфере ветеринарии нужна соответствующая учебно-материальная база, которая формируется десятилетиями. Открытые в непрофильных вузах, например, в технических университетах или экономических институтах, ветеринарные факультеты не располагают такой базой в нужном объеме. Как правило, нет анатомического театра, макро- и микропрепаратов, не хватает преподавателей по специальным дисциплинам и т. д. Все это отрицательно сказывается на качестве обучения и уровне профессионального образования. Мне как председателю Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области зоотехнии и ветеринарии хорошо известно о разногласиях между работодателями и вузами по вопросам качества профессиональной подготовки. К сожалению, многие специалисты, получившие диплом ветеринарного врача, не готовы к самостоятельной работе. В последнее время наметилась еще одна негативная тенденция – сокращение профильных кафедр. Сегодня в семи российских вузах по одной кафедре ветеринарии, примерно в 30% – четыре-пять, в остальных – две-три профильные кафедры. Для сравнения замечу, что в ведущих ветеринарных академиях России – Санкт-Петербургской, Казанской и Московской – от 17 до 22 кафедр по различным дисциплинам. На базе смешанных кафедр невозможно обеспечить разностороннюю профессиональную подготовку специалистов. Живой организм – сложнейшая система. И по каждой ветеринарной дисциплине – анатомии, гистологии, патологической анатомии, хирургии, внутренним болезням и т. д. – должна быть самостоятельная кафедра. Иначе студенты не получат нужного для профессиональной деятельности объема знаний.

– Каковы слагаемые качественной подготовки ветеринарных врачей?

– На мой взгляд, основных слагаемых три: уровень знаний абитуриентов, организация процесса передачи знаний и материально-техническая учебная база. Уровень подготовки абитуриентов не случайно на первом месте в этом перечне. В прошлом году проходной балл на специальность «ветеринария» в нашей академии был достаточно высокий – 230, а в некоторых вузах не дотягивал до 100. Качество общеобразовательной подготовки выпускников школ – большая проблема для системы высшего образования. Какие бы инновационные технологии ни внедряли вузы в учебный процесс, рассчитывать на высокий результат вряд ли возможно, если студент не владеет базовыми знаниями, необходимыми для получения профессионального образования. Кстати, за рубежом обучение по системе бакалавриат и магистратура прижилось потому, что старшеклассники углубленно изучают дисциплины, выбранные ими для дальнейшей профессиональной подготовки. За четыре года в университете они осваивают учебную программу по ветеринарии. В наших вузах первые полтора года уходит на изучение химии, физики и других базовых наук. Второе слагаемое профессиональной подготовки – процесс передачи знаний. За последние десятилетия высшая школа потеряла многих преподавателей, которые сегодня могли бы составлять костяк кафедр, но из-за низкой зарплаты вынуждены были менять работу, уходить в бизнес. В настоящее время оплата труда повышается, однако процесс возвращения бывших преподавателей дается с трудом, поэтому кадровый голод испытывают многие вузы. Московская академия ветеринарной медицины и биотехнологии – пожалуй, одно из немногих исключений. Примерно 80% преподавателей вуза имеют научные степени, 23% составляют доктора наук и профессора. В нашем коллективе трудятся пять академиков, четыре члена-корреспондента Российской академии наук. Высокий кадровый потенциал академии позволяет готовить специалистов, соответствующих современным требованиям. Наши выпускники востребованы на рынке труда. Третье слагаемое качества образования – материально-техническая учебная база, позволяющая студентам изучать современные методы диагностики, лечения, осваивать приборы, используемые в клиниках и на производстве. На протяжении многих лет бюджетное финансирование не отвечало потребностям вузов, поэтому мы находили разные способы повышения качества обучения. В частности, пять лет назад была создана Ассоциация «Ветеринария, зоотехния и биотехнология», в состав которой входят 27 НИИ, лабораторий, колледжей и других организаций. Одна из задач организации – совершенствование подготовки и переподготовки специалистов. С этой целью создаются кафедры на базе ведущих НИИ, таких, например, как институт экспериментальной ветеринарии, институт санитарии, гигиены и экологии, институт животноводства и т. д. В свое время эти научные учреждения испытывали потребность в сотрудниках лабораторий. Поэтому решение об открытии кафедр оказалось выгодным для обеих сторон. Студенты и аспиранты академии работают на современном оборудовании, например, осваивают секвенатор нового поколения, изучают методики исследований под руководством научных сотрудников НИИ. Один из наиболее удачных примеров такого взаимодействия – кафедра биотехнологий на базе Всероссийского научно-исследовательского и технологического института биологической промышленности. У студентов есть возможность изучать полный цикл производства препаратов, вакцин, сывороток. Будущие специалисты получили доступ к новейшему оборудованию, которым оснащены НИИ. Параллельно мы открываем филиалы кафедр в ведущих ветеринарных клиниках и лабораториях Москвы. Еще одно направление сотрудничества – создание нескольких лабораторий НИИ в стенах нашей академии, где есть условия для исследовательской и научной деятельности студентов, аспирантов, выполнения дипломных работ.

– Насколько актуален вопрос рационального расходования бюджетных средств, которые выделяются сегодня высшей школе на подготовку ветеринарных специалистов?

– Пожалуй, это один из ключевых вопросов. За последнее время в ряде регионов, в частности в Брянске, Калуге, Рязани и Смоленске, были открыты ветеринарные факультеты. Например, в Рязани состоялось 12 выпусков, подготовлено около 100 специалистов. Однако количество ветеринарных врачей в области за этот же период уменьшилось на 27%. Преодолеть дефицит специалистов предприятиям и организациям не удается. На основании этого можно сделать вывод, что открытие ветеринарного факультета в региональном вузе не принесло желаемых результатов. Важно проанализировать, почему. На мой взгляд, подготовка ветеринарных врачей должна сопровождаться мерами социальной поддержки молодых специалистов, созданием условий для их работы в регионе и закрепления на производстве. Но для этого должна быть государственная политика подготовки ветеринарных врачей. Предварительно следует определить потребности предприятий и организаций в таких специалистах, оценить имеющиеся ресурсы и разработать комплекс мер по их подготовке и адаптации на производстве. Отсутствие четкого плана – одна из причин поспешного открытия новых факультетов, нерационального расходования бюджетных средств и снижения качества профессиональной подготовки. В нашей академии сохранилась подготовка специалистов по целевому набору. Соответствующие договоры заключены с 17 субъектами Российской Федерации. Характерно, что студентами академии стремятся стать выпускники школ в тех регионах, где есть ветеринарные факультеты. Основной аргумент такого их решения – качество образования. Кстати, Москва – единственная в мире столица, где четыре вуза ведут подготовку ветеринаров, причем не все из них профильные. Следовательно, уровень материально-технической базы различается. Это еще один повод задуматься, насколько эффективно расходуются бюджетные ресурсы. Распыление средств по нескольким учебным заведениям нерационально. Достаточное финансирование вузов, доказавших свою состоятельность в деле подготовки ветеринарных врачей, принесет больше пользы. Причем повысится не только качество подготовки специалистов, но и престиж профессии, вуза, российского высшего образования в целом.

– Актуальна ли проблема качества подготовки ветеринарных врачей на базе непрофильных вузов за рубежом?

– Да. Недавно нашу академию посетил Бернард Валла, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения животных (ВОЗЖ), широко известной как Международное эпизоотическое бюро. Эта организация намерена провести унификацию ветеринарных факультетов (профилей и направлений подготовки) в соответствии с европейскими стандартами качества образования. Планируется разработать критерии, на основании которых будут выявлены факультеты, не отвечающие современным требованиям подготовки специалистов. Работа в этом направлении начинается и в России. В частности, на базе Ассоциации агрообразования созданы общественные аттестационные комиссии, которые будут оценивать условия и уровень подготовки специалистов. Параллельно аналогичная работа ведется и международными комиссиями.

– В какие сроки, по вашим оценкам, эта работа может быть завершена?

– Если комиссии будут работать интенсивно, то в течение пяти лет можно будет навести порядок. Следует отметить, что процесс этот чрезвычайно болезненный. Критерии определения «профильности» размытые, к тому же не обходится без перегибов. Например, известны случаи, когда вузы, осуществлявшие подготовку по определенному профилю на протяжении 80 лет, не получили аккредитацию после того, как специальности перегруппировали в результате укрупнения.

– Чем российской ветеринарной школе может быть полезен опыт зарубежных коллег, а что они готовы позаимствовать у нас? Как развивается сотрудничество академии с университетами других стран?

– Московская ветеринарная академия поддерживает сотрудничество с 37 университетами и научными учреждениями Европы, Азии, Африки, Северной Америки. Совместно с университетами Франции мы начали подготовку к реализации проекта, предусматривающего программу получения двойного диплома. Более чем десятилетний опыт сотрудничества связывает академию с университетом в Батон-Руже в штате Луизиана. Наши преподаватели проходят стажировку, обмениваются современными методиками диагностики и лечения. Аналогичное сотрудничество связывает академию с университетами Турции, Чехии, Словакии. Все эти вузы располагают современным оборудованием, государства выделяют на науку и образование немалые средства. В стенах нашей академии получают образование студенты из Вьетнама, Израиля, Египта, Китая, США, Финляндии, Франции. Их выбор объясняется не только доступной по сравнению с зарубежными университетами стоимостью обучения, но и ценностью наших научных школ, получивших мировое признание. Пока мы не можем похвастаться экспортом ветеринарного образования, но работа в этом направлении ведется. Больше внимания следует уделять инфраструктуре студенческих городков, которая должна соответствовать международным стандартам. И тогда мы сможем увеличить набор студентов, появится больше желающих изучать ветеринарное дело в России.

– Какие ресурсы повышения качества подготовки специалистов есть в вашей академии?

– Не секрет, что базовый уровень подготовки абитуриентов, поступающих на платную форму обучения, значительно ниже, чем у их сверстников, зачисляемых по бюджетному набору. В прошлом году проходной балл для студентов-бюджетников составлял 230, а для студентов, оплативших свое обучение – лишь 100. Необходимость привлечения внебюджетных источников финансирования учебного процесса заставляет академию принимать всех подавших заявление о приеме на платное отделение. От такой практики нужно отказываться. Достаточное бюджетное финансирование вуза позволило бы нам устраивать конкурс среди абитуриентов-контрактников, что, в свою очередь, могло бы способствовать повышению уровня профессиональной подготовки специалистов. Из-за нехватки финансовых средств академия не может в полной мере реализовать свой интеллектуальный капитал. А ведь кадровый потенциал, научные школы позволяют нам обеспечить подготовку специалистов, способных конкурировать на мировом рынке труда. Но для этого нужно обеспечить воспроизводство кадров, в частности, стимулировать выпускников аспирантуры занимать преподавательские должности. В соответствии с указом Президента РФ средняя зарплата преподавателей должна составлять 125% от средней оплаты труда в регионе. В Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, где выше уровень зарплат по сравнению с другими регионами, не удается пока выполнить это требование. Наши преподаватели получают в среднем 77 тыс. рублей, что 10–15% ниже требуемого уровня. Другая не менее актуальная проблема – учебная нагрузка. В ведущих зарубежных вузах один преподаватель приходится в среднем на пять студентов, а в нашей академии – на 11,5. То есть, уровень нагрузки вдвое выше, и это притом что подготовка ветеринарного врача требует индивидуальной работы с каждым студентом. Еще одним ресурсом повышения качества подготовки является создание условий для приобретения практических навыков и успешной адаптации выпускников на производстве. Раньше при каждом вузе были учебные хозяйства во главе с проректором по производственному обучению. Со временем их перепрофилировали и теперь лишь в пяти вузах, сумевших приватизировать эти подразделения, есть база для производственного обучения. Остальные испытывают большие трудности с организацией практики студентов. Несмотря на то, что с некоторыми крупными холдингами заключены договоры, направить будущего выпускника на практику или стажировку непросто, приходится прилагать немало усилий. В одних случаях это обусловлено эпидемиологическими ограничениями, в других – дополнительной нагрузкой на сотрудников агрохолдингов. Организация полноценной производственной и учебно-клинической практики возможна на базе учебных хозяйств, которые, на мой взгляд, должны быть восстановлены. Если бы мне как работодателю пришлось выбирать между выпускником вуза, который получил теоретические знания, но мало что умеет на практике, и выпускником колледжа, то я бы отдал предпочтение специалисту, окончившему среднее специальное учебное заведение и готовому к работе на производстве. С участием законодателей нужно продумать механизм трудоустройства выпускников вузов по специальности. Ярмарок вакансий, которые регулярно проводятся вузами, явно недостаточно.

– Конкурс в ветеринарные вузы год от года увеличивается. А каковы предпочтения выпускников вашей академии в плане трудоустройства?

– Наибольшая конкуренция среди желающих работать в ветеринарных клиниках для мелких домашних животных. Начиная с первых курсов студенты стремятся устроиться на работу или стажировку в клинику. К моменту окончания вуза они приобретают практические навыки и резервируют себе рабочее место. Аналогичная тенденция и за рубежом. В то же время остро не хватает специалистов по крупному рогатому скоту, лошадям. Много вакансий ветеринарных врачей на свиноводческих и животноводческих комплексах, птицефабриках. Одним из способов решения этой проблемы стала организация филиалов кафедр академии на базе комплексов и фабрик по производству молока, мяса. Например, в Луховицком районе Московской области, в Рязанской области, на базе конноспортивного комплекса «Мир» и т. д. В процессе знакомства с технологией, организацией труда, изучения методик лечения животных, а, по сути, постижения азов профессии, находятся студенты, которые проявляют интерес к трудоустройству на таких предприятиях. Если даже процентов десять из группы изъявят желание стать специалистами в сфере продуктивных животных, это поможет преодолеть дефицит кадров в отрасли.

– Какие меры на государственном уровне могли бы способствовать повышению престижа профессии ветеринарного врача?

– Принятой недавно Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014– 2017 годы и на период до 2020 года» предусмотрено развитие инфраструктуры. Решение это важной задачи будет стимулировать экономическое развитие регионов. Ведь сегодня выпускники нашей академии, желающие работать в сельской местности, зачастую сталкиваются с большими трудностями: отсутствие жилья, транспортные проблемы, невысокая оплата труда… На государственном уровне следует разработать программу поддержки специалистов. Нельзя забывать о социальной миссии ветеринарных врачей, работающих в отдаленных от областных и районных центров поселках. Их профессиональную роль в развитии отрасли, просвещении населения трудно переоценить. В настоящее время около 70 болезней являются общими для человека и животных. Важно информировать городских и сельских жителей о том, какими болезнями можно заразиться при употреблении в пищу говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, при общении с собаками, кошками и т. д. Напомню крылатые слова ветеринарного врача дореволюционной России Сергея Степановича Евсеенко: «Человеческая медицина сохраняет человека, а ветеринарная медицина сберегает человечество».

– Несколько лет назад государство прекратило финансировать расходы на дополнительное профессиональное образование. Насколько оправданно, на ваш взгляд, это решение?

– Иначе как ошибкой это решение назвать не могу. При нашей академии работает институт повышения квалификации – один из источников внебюджетного финансирования. Обучение ведется по 18 программам дополнительного профессионального образования. Ни в одном другом ветеринарном вузе России нет кафедр иммунологии, биотехнологии, кафедры болезней мелких домашних, лабораторных и экзотических животных, кафедры радиобиологии и экологии. Ветеринарные врачи проходят аттестацию каждые пять лет, и обязаны регулярно повышать свою квалификацию. Теперь они вынуждены самостоятельно оплачивать обучение в этом институте. Направления развития дополнительного профессионального образования, как и источники его финансирования, должны быть предусмотрены госпрограммой.

– Одна из традиций вашей академии – встречи выпускников, многие из которых добились успехов на профессиональном поприще и в бизнесе. Насколько интересуются бывшие студенты настоящим своей альма-матер?

– В академии создан клуб выпускников, а со следующего года в июне мы будем отмечать день выпускника. Недавно состоялись две встречи однокурсников: одни окончили вуз в олимпийском 1980-м, а другие поступили в академию в том же году. Любопытно узнавать, как складывается профессиональная судьба бывших студентов. Например, один из них, родом из Германии, возглавляет крупный ветеринарный центр в Арабских Эмиратах, другой выпускник – посол небольшого африканского государства Джибути в Москве. Бывшие студенты, преуспевшие в бизнесе, считают своим долгом регулярно навещать альма-матер с подарками в виде эндоскопов, аппаратов УЗИ и другого оборудования для проведения занятий.

– Мы беседуем с вами в разгар очередной приемной кампании. В чем ее особенности?

– Разработана ускоренная программа обучения для выпускников ветеринарных колледжей. Набирается три группы ребят, которым в этом году предстоит пройти вступительное тестирование по специальным предметам. Став студентами, они будут заниматься по сквозным программам, составленным нами совместно с преподавателями Коломенского, Волоколамского и Сергиево-Посадского колледжей. Из отличников будет сформирована отдельная группа. Мы предоставляем студентам, имеющим среднее специальное образование, обучаться по ускоренной программе и по индивидуальным планам. В результате они смогут получить специальность ветеринарного врача на год раньше других абитуриентов.

– У кого из абитуриентов ветеринарных вузов выше шансы состояться в профессии?

– У каждого, кто любит животных, относится к ним с состраданием и стремится помочь, кто действительно одержим идеей сохранения человечества через здоровье животных.

www.ветеринария.рф

2891 просмотр
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика