Наталья СЛЕСАРЕНКО: «Взаимодействие с работодателями – гарантия качества ветеринарного образования»

Рубрика:
Интервью
Наталья СЛЕСАРЕНКО: «Взаимодействие с работодателями – гарантия качества ветеринарного образования»

Многие поколения ветеринарных врачей в нашей стране, их коллеги за рубежом – выпускники Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина, основанной в 1919 году. О традициях, интеллектуальном потенциале и научной базе вуза в интервью нашему порталу рассказал ректор академии Федор Иванович Василевич. Повышение качества подготовки специалистов – главная задача учреждений в сфере образования. Одним из слагаемых ее успешного решения эксперты называют мониторинг уровня подготовки выпускников. Как давно используется этот инструмент на факультете ветеринарной медицины? Как анализируются мнения работодателей о качестве подготовки молодых специалистов? В чем сильные и слабые стороны недавних выпускников академии? Ответить на эти вопросы мы попросили декана факультета ветеринарной медицины Наталью Анатольевну СЛЕСАРЕНКО.

Наталья Анатольевна, сколько студентов обучается на факультете ветеринарной медицины? По каким направлениям осуществляется подготовка?

– Факультет ветеринарной медицины – старейший и самый крупный в академии. У нас обучается более 1600 студентов. Подготовка ведется по специальности «Ветеринария» (уровень специалитета) и направлению «Ветеринарно-санитарная экспертиза» (уровни бакалавриата и магистратуры). В реализации образовательных программ участвуют десять кафедр и инновационный ветеринарный центр, функционируют учебные музеи, располагающие богатыми экспозициями в области анатомии, паразитологии, фармакологии и микробиологии. Филиалами факультета являются научно-исследовательские институты, лаборатории, современные предприятия агропромышленного комплекса, ветеринарные клиники, зоопарки.

Какие предприятия и учреждения приглашают ваших выпускников на работу?

– Мы готовим специалистов для предприятий агропромышленного комплекса, комбинатов по переработке продукции животноводства, ветеринарных клиник, станций по борьбе с болезнями животных, лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы. Наших выпускников приглашают на работу в органы ветеринарно-санитарного надзора, в компании по разработке и производству ветеринарных препаратов, кормов, оборудования и инструментов для животноводства и смежных отраслей.

«Трудоустройство и успешная работа во многом зависят от уровня профессиональной подготовки»

 Трудоустройство, а еще в большей степени успешная работа, приносящая удовлетворение специалисту и пользу обществу, во многом зависят от уровня профессиональной подготовки.

Как вы оцениваете роль мониторинга качества подготовки ветеринарных специалистов?

– Роль мониторинга как одного из инструментов совершенствования качества высшего ветеринарного образования вряд ли можно переоценить. Для современного вуза важно находить эффективные способы изучения мнений всех заинтересованных сторон об уровне квалификации специалистов. На наш взгляд, именно это служит фундаментом для реализации системного подхода к совершенствованию подготовки ветеринарных врачей. Ведь в таком случае появляется возможность не только анализировать мнения разных сторон, но и учитывать потребности рынка труда, запросы предприятий и учреждений агропромышленного комплекса. Осуществление мониторинга мы рассматриваем как элемент управления качеством образовательного процесса в академии.

Как давно и в какой форме осуществляется мониторинг?

– В рамках мониторинга, который осуществляется на протяжении трех лет, мы выясняем и изучаем мнения работодателей, заинтересованных в привлечении молодых специалистов. Проводим опрос руководителей начальников станций по борьбе с болезнями животных административных округов столицы и районов Московской области. Предлагаем им сформулировать требования к качеству подготовки молодых специалистов выпускников академии, чтобы выявить проблемные области в образовательном процессе и определить направления повышения качества профессиональной подготовки, ориентированной на запросы работодателя. 

«Предлагаем работодателям сформулировать требования к качеству подготовки молодых специалистов выпускников академии» 

Опрос руководителей проводим при помощи анкеты, включающей в себя две группы вопросов, посвященных удовлетворенности работодателя нашими выпускниками. При ответе на вопросы первой части анкеты руководители учреждений в произвольной форме оценивают профессиональные навыки молодых специалистов, врачебную логику, владение современными средствами и методами ветеринарной медицины, их желание работать в выбранной сфере, уровень стрессоустойчивости и эрудиции, состояние физического и психологического здоровья наших выпускников. 

Вопросы второй части анкеты позволяют выяснить мнение работодателей относительно пунктуальности и коммуникабельности, ответственности и общительности, эмоциональной устойчивости и социальной зрелости молодых специалистов, их проницательности, настойчивости и доброжелательности. Для оценки этих качеств используется пятибалльная шкала. На основе ответов руководителей составляем рейтинг выпускников. 


Сколько руководителей участвовало в опросе, какое количество анкет было обработано?

– Три десятка руководителей станций по борьбе с болезнями животных приняли участие в опросе. Общее количество выпускников, на которых были заполнены анкеты, составило 534.

Что показывают результаты опроса?

В целом работодатели удовлетворены профессионально-личностными качествами молодых специалистов. Следует отметить, что руководители оценивают выпускников академии в диапазоне «выше среднего» (от 4 до 5 баллов). Так, средний балл по Москве составил – 4,23, а по Московской области – 4,37. Однако 4% анкет содержали достаточно низкие оценки не выше 2,0.

Высоко работодатели оценили такие личностные качества молодых специалистов, как ответственность, культура речи и доброжелательность. Несколько ниже уровень удовлетворенности оказался по отношению к таким качествам, как социальная зрелость, проницательность и настойчивость молодых людей.

В то же время в 18% анкет указывается на то, что наши выпускники слабо владеют навыками оформления ветеринарных документов, у них недостаточно знаний в области ветеринарно-санитарной экспертизы и организации ветеринарного дела. 

«Основная проблема молодых специалистов недостаточный уровень практических навыков»

 Основная проблема начинающих специалистов недостаточный уровень практических навыков. Такая претензия была сформулирована руководителями в 32% заполненных анкет, причем независимо от специфики вида деятельности. Работодатели сталкиваются с тем, что понимание выпускниками выбранной профессии сводится к перечню лечебно-профилактических услуг, оказываемых мелким домашним животным. Среди недостатков руководители назвали также неумение работать в команде (5% анкет). Есть претензии и к личностным качествам некоторых молодых специалистов, например, отмечались их нежелание трудиться, недостаточные коммуникативные навыки.

 Следует подчеркнуть, что с удовлетворением работодатели отмечают сильные стороны наших выпускников, в частности, высокий уровень исполнительности при выполнении должностных обязанностей – 72%. Руководители предприятий и учреждений строго и, надеюсь, объективно оценивают наших выпускников.


 – Какие выводы руководство факультета сделало по итогам изучения ответов работодателей на вопросы анкеты?

– В образовательной деятельности необходимо реализовывать принцип единства обучения, научных исследований и клинической практики. В настоящее время внедряются современные инновационные образовательные технологии, усиливающие практическую направленность обучения и обеспечивающие межпредметные структурно-логические связи фундаментальных, общепрофессиональных и прикладных (клинических) дисциплин. В рабочий учебный план включены специализации по продуктивным животным: крупному и мелкому рогатому скоту, лошадям, свиньям, сельскохозяйственной птице. Преподавание ведется с участием ведущих специалистов АПК и научно-исследовательских учреждений, что особенно важно для реализации программы по импортозамещению.

Деятельность факультета направлена на усиление взаимодействия с предприятиями – работодателями по ряду направлений, приоритетными из которых являются трудоустройство, совершенствование образовательной и научно-производственной деятельности.

Взаимодействие факультета ветеринарной медицины с работодателями начинается в рамках профориентационной работы, проводимой в регионах, с которыми заключены договоры о целевом наборе абитуриентов, и продолжается на факультете в ходе учебно-воспитательного процесса, логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост. Однако эту работу необходимо совершенствовать.

Факультет ветеринарной медицины предоставляет возможность сотрудникам ветеринарных учреждений преподавать практико-ориентированные дисциплины, проводить занятия на базе предприятий с использованием своих возможностей и ресурсов. Заинтересованные в этом организации есть, и факультет намерен развивать с ними сотрудничество.

«Освоению программы обучения может способствовать взаимодействие сотрудников факультета с представителями бизнес-сообществ, профессиональных ассоциаций»

 Более глубокому освоению программы обучения, а также расширению профессионального кругозора студентов может способствовать взаимодействие сотрудников факультета с представителями бизнес-сообществ, независимых профессиональных ассоциаций. Мы открыты к сотрудничеству и в данном направлении. С этой целью необходимо привлекать к учебному процессу, участию в лекциях, мастер-классах, научных дискуссиях представителей холдингов и предприятий АПК, заключать трехсторонние договоры о целевой контрактной подготовке между предприятием, студентом и вузом.

Наших выпускников ждут в учреждениях государственной ветеринарной службы, расположенных не только в столице, но и в отдаленных районах области, где сохраняется дефицит кадров. Как показывает опыт, работодатели готовы на практике «дообучать» молодых специалистов, особенно если видят в них потенциал.

 – Все ли вас устраивает в том, как организован мониторинг качества подготовки выпускников?

 – Для более глубокого изучения мнений работодателей и составления объективного рейтинга выпускников целесообразно разнообразить формы мониторинга. В частности, помимо анкетирования руководителей предприятия и организаций, где трудятся молодые специалисты, следует проводить опрос наших выпускников. Их мнения об удовлетворенности работой и уровне оплаты труда, о перспективах карьерного роста, микроклимате в коллективе, точки зрения по многим другим вопросам также будут полезными и дадут пищу для размышлений. 

1349 просмотров
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика