Нина Пелевина: «Три года с момента проверки – не повод инспектировать объект снова»

Рубрика:
Интервью
Нина Пелевина: «Три года с момента проверки – не повод инспектировать объект снова»

В России стартовала реформа контрольно-надзорной деятельности, в результате которой планируется снизить ущерб, административную нагрузку на бизнес и одновременно повысить качество госконтроля. В процессе реформирования внедряется риск-ориентированная модель проведения проверок. Первый опыт решения этой задачи в сфере ветеринарного надзора получен в Ульяновской области. О ходе работ в данном направлении порталу «Ветеринария.рф» рассказала директор Департамента ветеринарии Ульяновской области – главный государственный ветеринарный инспектор региона Нина Ивановна Пелевина.

Как начиналась в регионе работа по внедрению риск-ориентированной модели?

– Вначале я хотела бы напомнить слова Президента России Владимира Путина о том, что в работе контрольно-надзорных органов нужно ускорить внедрение подхода, основанного на оценке рисков. Это позволит существенно уменьшить число проверок и повысить их результативность. Надзорные органы должны заниматься не только выявлением нарушений, но и профилактикой, причем не формально, а содержательно, и оказывать консультативную помощь предпринимателям, особенно тем, кто только начинает своё дело.

"Надзорные органы должны заниматься не только выявлением нарушений, но и профилактикой, причем не формально"

На территории Ульяновской области работа по внедрению риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности началась в 2015 году. Губернатор утвердил Дорожную карту мероприятий по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Ульяновской области на 2015–2017 годы «Контроль рисков для комфортной и безопасной жизни и эффективного ведения бизнеса»

В июне 2015-го был разработан проект постановления правительства Ульяновской области «О внесении изменений в Порядок осуществления государственного ветеринарного надзора на территории Ульяновской области». Региональный департамент ветеринарии предлагал внедрить риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности на этапе формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.

Поднадзорные объекты предлагалось включать в план проверок исходя из потенциальной возможности возникновения ряда следующих рисков:

– биологических (бактерии, вирусы, прионы, грибы и паразиты);

– химических (продукты естественного происхождения (микотоксины, госсипол), ядовитые отходы промышленного происхождения (в частности, диоксины, полихлоробифенилы), остаточные вещества ветеринарных медикаментов и пестициды, а также радиоактивные элементы);

– физических (осколки стекла, куски металла, пластмассы или дерева, которые могут присутствовать у животного или в продукте животного происхождения), связанных с выращиванием либо производством продукции.

Однако Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ, которые предусматривают установление критериев оценки степени риска только федеральными исполнительными органами власти.

Прокуратура указала на то, что субъект Российской Федерации не обладает необходимыми полномочиями для принятия нормативных правовых актов о внедрении риск-ориентированной модели осуществления контрольно-надзорной деятельности. От имени губернатора Ульяновской области было подготовлено обращение в Правительство Российской Федерации. Нас услышали, но в пилотный проект мы все же не попали.

"В Правительстве РФ нас услышали, но в пилотный проект мы все же не попали"

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» были определены три вида государственного надзора, при осуществлении которых применяется риск-ориентированная модель: пожарный надзор, санитарный надзор и надзор в сфере связи.

Однако это не означает запрета на принятие управленческих решений по совершенствованию существующей системы контроля. Работа в данном направлении может сыграть существенную роль в повышении эффективности надзора на региональном и федеральном уровне.

Что уже сделано в регионе в рамках реформирования государственного ветеринарного надзора?

– Три года назад департамент ветеринарии получил сертификат системы менеджмента качества. А в начале 2016 года мы подтвердили соответствие требованиям Международного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 регионального ветеринарного надзора, процедуры аттестации независимых экспертов, а также проведения расследований по экспертным заключениям. В частности, было получено право использования знака «Росстандарт». Напомню, что межгосударственным стандартом ГОСТ ISO 9001-2011 предъявляются единые требования как к органам власти федерального или регионального уровня, так и к государственным и негосударственным предприятиям и учреждениям.

"В реестр объектов государственного ветеринарного надзора включено 2462 объекта"

К настоящему времени в регионе составлен реестр объектов государственного ветеринарного надзора, в который включено 2462 объекта. Реестр содержит информацию об оценке результатов проведенных за последние три года плановых и внеплановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, о соблюдении обязательных требований законодательства в сфере безопасности и качества пищевой продукции, в частности, о результатах эпизоотического мониторинга и мониторинга безопасности и качества пищевых продуктов. Здесь же указываются заключенные договоры производственного контроля с элементами системы ХАССП на предприятии. Как известно, эта система анализа рисков и критических точек контроля, или система управления безопасностью пищевых продуктов, обеспечивает контроль на всех этапах пищевой цепочки, в любой точке производственного процесса, а также хранения и реализации продукции, где существует вероятность возникновения опасной ситуации. Кроме того, в реестре представлены сведения о рассмотрении обращений граждан и внешних факторах воздействия.

"Департаментом ветеринарии аттестованы 63 независимых эксперта"

К настоящему времени департаментом ветеринарии аттестованы 63 независимых эксперта, которые приглашаются для осуществления ветеринарного надзора и контроля. Процедура их аттестации была организована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю».

На базе Симбирского референтного центра ветеринарии и безопасности продовольствия был создан орган инспекции, который недавно аккредитован в национальной системе Россаккредитации Минэкономразвития России на соответствие требованиям ГОСТ 17020-2012 «Требования к работе различных органов инспекции».

Органы инспекции проводят оценки от имени частных клиентов, своих головных организаций или официальных властей. Цель такой процедуры – предоставить информацию о соответствии проверяемых объектов регламентам, стандартам, техническим требованиям, схемам инспекции или условиям контрактов. К параметрам инспектирования относятся количество, качество, безопасность, соответствие назначению, непрерывное выполнение требований к безопасности установок или систем в процессе эксплуатации. Упомянутый национальный стандарт гармонизирует общие требования, которым должны соответствовать эти органы, чтобы их услуги были приняты заказчиками и органами надзора.

По каким направлениям орган инспекции проводит оценку соответствия?

– Деятельность этого органа ведется по семи следующим направлениям:

1) пищевая продукция и продовольственное сырье, в том числе продукция растительного происхождения непромышленного изготовления;

2) непищевая продукция, в том числе корма для животных;

3) производственные и промышленные объекты: здания, строения, помещения, сооружения, рабочие места, объекты, транспорт, в том числе производственные и технологические процессы;

4) очаг инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений;

5) биологический и патологический материал;

6) проектная, техническая и иная документация;

7) подкарантинная продукция (грузы, материалы и товары) с высоким и низким фитосанитарным риском.

Какие методы используются для осуществления оценки объектов?

– Оценка проводится на предмет соответствия объектов инспекции требованиям технических регламентов Таможенного союза и иных нормативных правовых актов. При этом используются такие методы, как ветеринарно-санитарная экспертиза; ветеринарно-санитарное обследование; оценка риска здоровью населения и животных от воздействия пищевой продукции; эпизоотологическое обследование, расследование; фитосанитарная экспертиза и исследования.

"Инспекторы оформляют экспертные заключения на соответствие требованиям законодательства"

Как оформляются результаты работы инспекторов?

– Инспекторы оформляют экспертные заключения на соответствие требованиям законодательства. Эти документы направляются в отдел государственной ветеринарной инспекции департамента ветеринарии. Сотрудники департамента, в свою очередь, выясняют причины обнаруженных отклонений от установленных норм и организуют мероприятия, направленные на их устранение нарушений. Стоит отметить, что за 2016 год было выдано 201 экспертное заключение. Орган инспекции рассматривается сегодня как регулирующее звено для всех видов надзора.

"За год было выдано 201 экспертное заключение"

Что удалось изменить к настоящему времени при осуществлении надзора?

– По сути, кардинально изменился принцип формирования плана проверок. Раньше критерием включения поднадзорного объекта в такой план являлось истечение трех лет с момента проведения предыдущей проверки. Теперь таким критерием служит наличие на объекте отклонений от обязательных требований при осуществлении деятельности.

Как такие перемены сказываются на отношении к государственной ветеринарной службе в регионе?

– Работа в этом направлении укрепила позиции государственной службы, улучшила наш имидж и делает нас более конкурентоспособными. Не могу не отметить, что мы первыми получили соответствующий опыт внедрения риск-ориентированной модели. Эта практика заслуживает внимания, поскольку аналогов подобной работы в нашей стране пока нет.


1305 просмотров
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика