Валерий Табакаев: «Люди научились пользоваться пробелами в законодательстве»

Рубрика:
Интервью
Валерий Табакаев: «Люди научились пользоваться пробелами в законодательстве»

Инициативы, с которыми выступали на XIV «Балтийском форуме ветеринарной медицины и продовольственной безопасности» руководители региональных ветеринарных служб, заслуживают внимания специалистов и разработчиков нормативных актов. Начальник Департамента ветеринарии Томской области Валерий Табакаев в своем докладе привел примеры, иллюстрирующие факты устаревания нормативных требований, наличие пробелов и коллизий ветеринарного законодательства. Об этом уже шла речь в одном из наших репортажей с форума. Представляем полный текст выступления руководителя ветслужбы субъекта. 

Ветеринарное законодательство РФ складывается из трех блоков нормативных правовых актов. В первый блок входят акты, принятые в советские времена до введения в действие Конституции РФ. Второй блок составляют международные нормативные правовые акты. С 2010 года принят ряд нормативных актов Таможенного союза. При этом в соответствии с Конституцией данные документы имеют приоритет перед национальным законодательством.

Третий блок представлен иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы ветеринарного законодательства, принятые после 1993 года (введения в действие Конституции РФ и Закона РФ «О ветеринарии»).

Из-за большого количества нормативных документов разного времени издания в системе нормативных правовых актов ветеринарного законодательства сохраняется большое количество противоречий, коллизий и пробелов.

Так, согласно Федеральному закону № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами СССР и РСФСР. Поскольку нормативные акты, принятые в советское время, составляют основу технического регулирования в ветеринарии, запрет на проверку установленных ими требований создает правовой вакуум. При этом в ходе контрольно-надзорных мероприятий, на которые действие Федерального закона № 294-ФЗ не распространяется, нормативные правовые акты СССР применяются.

В сфере утилизации биологических отходов также немало противоречий на законодательном уровне. Обязательные для исполнения требования в этой части установлены Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными в 1995 году. Но документ морально устарел. Технические решения, касающиеся строения биотермических ям, описанные в Правилах, не только дорогостоящи, но и зачастую неэффективны. Кроме того, согласно Правилам приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного надзора. В то же время органы санитарно-эпидемиологического надзора в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, в частности в статью 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», с 2007 года отказываются принимать участие в процедуре ввода объектов в эксплуатацию.

Наряду с этим на законодательном уровне до сих пор четко не установлено, какие органы (государственные или муниципальные) отвечают за строительство и эксплуатацию объектов утилизации биологических отходов. Судебная практика на данный счет противоречива. Судьба же бесхозяйных «скотомогильников» и вовсе запутанна, не уступает в этом сюжету хорошего детективного романа.

Третий пример. Санитарные и ветеринарные правила по-разному определяют, какие органы должны устанавливать границу угрожаемой территории, где сохраняется угроза возникновения случаев заболевания животных или людей сибирской язвой. В 1996 году были приняты действующие до сих пор ветеринарные правила «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва. ВП 13.3.1320-96» (далее – Ветеринарные правила). В соответствии с этими правилами границы угрожаемой территории определяют ветеринарные органы.

В то же время согласно СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» границы угрожаемой территории определяют органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор… Более того, в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации в соответствии с Законом «О ветеринарии» входят как федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, так и уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поскольку Ветеринарными правилами не определено, какие из указанных государственных ветеринарных органов имеются в виду, получается, что определять границы угрожаемой зоны могут сразу три государственных органа.

Четвертый пример касается одного из многочисленных пробелов в законодательстве. В частности, ветеринарными правилами не урегулированы отношения по содержанию домашних животных, нормативы содержания домашних животных в квартирах. В Департамент ветеринарии Томской области регулярно обращаются граждане с жалобами на соседей, содержащих большое количество питомцев. Однако привлечь к ответственности таких владельцев по ветеринарному законодательству нельзя из-за отсутствия правовой нормы, регулирующей данную сферу.

Нет правил, регулирующих деятельность ветеринарных клиник, приютов для животных, пунктов временного содержания животных, а также содержания цирковых, зоопарковых животных и т. д.

Вновь изданные документы требуют доработки. Например, Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение и ликвидацию очагов инфекционной анемии лошадей, утвержденные в 2017 году. Они предписывают «инициировать проведение заседания чрезвычайной противоэпизоотической комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации». С учетом того, что инфекционная анемия лошадей не относится ни к особо опасным заболеваниям, ни даже к зооантропонозам, считаем данное требование избыточным.

Пункт 29 правил предусматривает направление на убой больных животных, однако не устанавливается срок, в течение которого необходимо произвести убой, что в результате ведет к затягиванию сроков ликвидационных мероприятий и, как следствие, увеличению материальных затрат и человеческих ресурсов.

Кроме того, предписывается организовать на территории, прилегающей к эпизоотическому очагу, выставление круглосуточных контрольно-пропускных пунктов, оборудованных дезбарьерами и пароформалиновыми камерами. Учитывая, что основной путь передачи возбудителя инфекционной анемии лошадей трансмиссивный (через кровососущих насекомых), ни дезбарьер, ни пароформалиновые камеры не блокируют основной путь передачи, а значит, данное требование не только избыточно, но и способствует нерациональному использованию людских и материальных ресурсов.

Довольно много пробелов в законодательстве по ветеринарному надзору. Органы, осуществляющие региональный государственный ветеринарный надзор, контролируют исполнение норм национального законодательства в области ветеринарии, а также требований технических регламентов Таможенного союза: «О безопасности пищевой продукции», О безопасности молока и молочной продукции», «О безопасности мяса и мясной продукции» и т. д., о чем приняты соответствующие постановления Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2010 года № 132 определены пункты технических регламентов Республики Казахстан, которые применяются на территории Российской Федерации, например нормы Технического регламента «Требования к безопасности кормов и кормовых добавок». В то же время постановлением предусмотрено, что контроль за его исполнением осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции. В результате в процессе осуществления регионального государственного ветеринарного надзора мы не можем его применить. А такой документ нам необходим.

С прошлого года Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (утверждены приказом Минсельхоза от 27.12.2016 № 589) действуют в новой редакции. Пункт 15 Правил позволяет перемещать в неограниченных объемах животных и продукцию, предназначенную «для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, без ветеринарных сопроводительных документов». Данная формулировка дает возможность бесконтрольно перемещать потенциально опасные грузы.

Глобальная проблема. Мы построили 46 убойных пунктов, запретили подворный убой, но объем прямой торговли с каждым годом увеличивается. Люди тоже научились пользоваться пробелами в законодательстве.

Таким образом, для ветеринарного законодательства характерны коллизия норм права, наличие противоречий в принятых в разные периоды нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, и пробелы.

Приведенный анализ отдельных нормативных актов в сфере ветеринарии показывает, что «система ветеринарного законодательства» не отвечает критериям системности. Нормативные правовые акты, содержащие нормы ветеринарного законодательства, не увязаны между собой, что не позволяет им выполнять регулирующую функцию.

Сложившуюся ситуацию давно пора менять. Считаем замечательной инициативу департамента ветеринарии о привлечении к нормотворчеству потенциала регионов. Мы готовы в этом поучаствовать.

471 просмотр
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика