Владимир Шевкопляс: «Образовательная деятельность немыслима без научных исследований»

Рубрика:
Интервью
Владимир Шевкопляс: «Образовательная деятельность немыслима без научных исследований»

Организация научных исследований, решение прикладных задач в аграрной сфере на основе внедрения инноваций – в числе приоритетов профессорско-преподавательского состава высшей ветеринарной школы. Недавно проректором по науке и инновациям Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К.И. Скрябина стал Владимир Шевкопляс. В интервью порталу он рассказал о научных достижениях коллектива одного из ведущих вузов страны и задачах, которые являются предметом исследований в области ветеринарии.

Как вы оцениваете роль научных исследований в организации образовательного процесса в академии?

– Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К.И. Скрябина принадлежит к числу старейших образовательных учреждений России в области ветеринарной медицины, зоотехнии и биотехнологии. Основная ее задача – подготовка высокопрофессиональных кадров, социально и профессионально ориентированных в современных условиях. Требования, предъявляемые к специалистам и научным кадрам, не могут быть реализованы без приобщения студентов к миру науки и исследовательской деятельности.


Профессиональное становление начинается со студенческой скамьи в условиях интеграции образования и науки. Участие в научно-исследовательской деятельности студентов, особенно при выполнении крупных грантов и проектов, требует освоения новейших методов исследования, превышающих отраслевой уровень, а зачастую и отвечающих мировому. Необходимостью становится умение анализировать и объективно интерпретировать результаты научных исследований. Приобретенные навыки будут способствовать более легкой адаптации выпускника к инновациям, внедряемым в АПК.

От чего в первую очередь, по вашему мнению, зависит интерес студентов к науке?

– Во многом от профессоров, преподавателей, которые личным примером демонстрируют целесообразность занятия наукой, популяризируют исследования, полученные результаты используют при чтении лекций и проведении занятий. Для большинства преподавателей академии образовательная деятельность просто немыслима без научных исследований, так как именно они позволяют повысить эффективность подготовки кадров.

Научный потенциал коллектива академии высокий, более 80% профессорско-преподавательского состава – это кандидаты и доктора наук; академики, члены-корреспонденты РАН, лауреаты премий Правительства РФ и государственных премий. Ведущие ученые возглавляют научные исследования в рамках госпрограмм и грантов, направленные на получение новых знаний в области ветеринарной медицины, биотехнологии, зоотехнии и др.

Что представляет собой стратегия научно-исследовательской деятельности академии?

– Основная цель стратегии – формирование научно-образовательного, инновационного центра подготовки высококвалифицированных кадров для АПК на основе совершенствования технологий обучения, управления образовательными программами, научно-инновационного обеспечения АПК. Стратегия как инструмент повышения эффективности научных исследований изменяется по мере формирования новых управленческих структур по наращиванию исследовательского потенциала и коммерциализации конечного научного продукта. В частности, создаются межвузовские, международные научно-исследовательские лаборатории и филиалы кафедр на базе более 40 НИИ и предприятий.

По каким направлениям осуществляются научные исследования в академии? Какие из них вы относите к числу приоритетных?

– Среди приоритетных направлений научных исследований в академии – проблемы диагностики, терапии и профилактики болезней животных, применения новых средств и методов, вопросы фармакокоррекции дисфункций органов и систем, оптимизации лечебных мероприятий при различных заболеваниях сельскохозяйственных, мелких домашних и экзотических животных. Большое внимание уделяется созданию системы диагностики и профилактики болезней, анализу зоотехнологий в животноводстве, разработке биотехнологий для оценки экспрессии генов, что важно для обеспечения продуктивности и устойчивости к заболеваниям в птицеводстве. К слову, ряд этих исследований проводится совместно с учеными из Великобритании.

К другим направлениям относятся разработка инновационных методик для решения проблем физиологии, биохимии, ветеринарной медицины, биологии и экологии, формирование оценки качества потребительских свойств, экспертиза сырья, продуктов животного и растительного происхождения, разработка комплексной технологии экологически безопасной утилизации отходов животного происхождения в сырье нового поколения.


Какие научные школы сложились на базе академии, деятельность каких наиболее результативна?

– В ходе научной деятельности многих признанных ученых сформировались крупные научные школы, большая часть которых продолжает успешно развиваться. Сегодня в академии 15 научных школ под руководством ведущих ученых. Их научно-исследовательская деятельность предусматривает создание диагностических и лечебно-профилактических препаратов против инфекционных болезней животных, разработку молекулярно-генетических технологий. Для проведения исследований создана Международная лаборатория молекулярной генетики и геномики птицы. На основе нанокомплексов высокой иммуногенности разрабатываются биобезопасные препараты против зоонозов. Составлены технические регламенты конъюгирования вакцинных антигенов наноадъювантом и наноконъюгированной вакцины против бруцеллеза животных. И это далеко не полный перечень приоритетных задач, которые решаются в рамках деятельности научных школ.

Насколько активно студенты участвуют в работе научных кружков? Требуются ли современным студентам дополнительные стимулы для участия в научных исследованиях?

– В настоящее время в академии 16 научных студенческих кружков, которые функционируют на базе не только кафедр, но и их филиалов. Начиная с первого курса студенческое научное общество вуза привлекает молодых людей к участию в работе кружков, популяризирует научную деятельность. Ежегодно наши студенты выступают с научными докладами на конференциях, публикуют результаты научной деятельности в сборниках и профильных журналах.

По традиции студенты и аспиранты принимают участие во Всероссийском конкурсе на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых вузов Минсельхоза России. Неоднократно они становились победителями и призерами конкурса в номинациях «Ветеринария», «Ветеринарные науки», «Биологические науки», «Сельскохозяйственные науки».

В этом учебном году студент факультета зоотехнологий и агробизнеса стал серебряным призером Всероссийского Тимирязевского конкурса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и социальных проектов молодежи в сфере агропромышленного комплекса.

Стимулировать молодежь для участия в научных исследованиях необходимо. Важную роль играет материальная поддержка талантливой молодежи в виде именных, правительственных и президентских стипендий, грантов. К другим стимулирующим факторам относятся стажировки в НИИ, внедренческих центрах, лабораториях, на предприятиях, возможность продолжить обучение в аспирантуре по программам подготовки научно-педагогических кадров.

Какие способы организации научно-исследовательской деятельности в академии наиболее эффективны?

– Успеху научных исследований способствуют использование потенциала филиалов кафедр академии на производстве и отраслевых НИИ, а также заключение договоров о творческом сотрудничестве с зарубежными организациями, аграрными вузами и НИИ России. Такие соглашения подписаны, например, с Университетом Лейпцига (Германия), Институтом ветеринарной медицины и животноводства Университета Копенгагена (Дания), Ливанским государственным университетом, Национальным техническим университетом Коста-Рики, Университетом Святых Кирилла и Мефодия в Скопье (Македония), Центром ветеринарной клеточной медицины, заводом «Ветеринарные препараты», компанией «Пробиотик плюс», Окским государственным заповедником и др.

Научные исследования выполняются в рамках грантов федеральных целевых программ, Правительства РФ, научных фондов РНФ, РФФИ. Общий объем финансирования за пять лет (2013–2017 гг.) превысил 240 млн руб. Кроме этого, ежегодно заключается более 80 прямых договоров с предприятиями и учреждениями на создание научно-технической продукции.


Какие недавние научные достижения преподавателей и студентов вы могли бы отметить?

– К числу наиболее значимых результатов научных исследований, полученных учеными академии за последние три года, относятся концепция создания антипаразитарных средств нового поколения на основе 5-О-производных 16-членных макроциклических лактонов, разработка прототипов иммунобиологических препаратов на основе модифицированного сигнальными последовательностями антигена вируса бешенства (руководитель этих тем ректор Ф.И. Василевич). Под руководством профессора С.Ю. Зайцева разрабатываются комплексная технология мониторинга биологически активных соединений в кормах, биологических жидкостях животных и молочной продукции, методы регуляции строения и свойств наноразмерных комплексов на границе раздела фаз. Профессор Н.А. Балакирев курирует разработку научно-обоснованных рекомендаций по предотвращению бессимптомной гибели пчел в России. Совершенствование методов и средств профилактики и лечения маститов, в частности без применения антибиотиков, – предмет исследований профессора Л.Ф. Сотниковой. 

Профессор Н.В. Пименов выступает в качестве руководителя работ в сфере профилактики и ликвидации сальмонеллезов. Профессор Т.Н. Грязнева курирует программу оздоровления хозяйства от инфекционных и незаразных болезней. Профессор И.И. Кочиш – руководитель темы, связанной со способами стимуляции онтогенеза сельскохозяйственной птицы. Патоморфологическими исследованиями для разработки научно-обоснованных рекомендаций по усовершенствованию прижизненной диагностики болезней мелких домашних и экзотических животных руководит доцент В.Д. Илиеш. Создание биобезопасных препаратов против зоонозов на основе нанокомплексов высокой иммуногенности – предмет исследований под руководством профессора Д.А. Девришова. Данный перечень можно продолжать.

Следует отметить, что за разработку и внедрение новых технологий академику РАН И.И. Кочишу и профессору В.А. Манукяну была присуждена премия Правительства РФ 2017 года в области науки и техники. Профессор Н.В. Пименов удостоен премии Правительства Москвы молодым ученым. На выставке «Золотая осень – 2017» научные достижения профессорско-преподавательского состава академии были отмечены четырьмя золотыми, четырьмя серебряными и бронзовой медалями, десятью дипломами. Четыре ученых академии входят в топ-100 самых цитируемых ученых (по данным РИНЦ) в области сельского хозяйства и биотехнологии.

По каким критериям оценивается результативность научной деятельности преподавателей и студентов?

– Один из критериев – публикационная активность. Анализ активности в системе Science Index свидетельствует, что этот показатель за последние четыре года значительно вырос, индекс Хирша составил 59. За пять лет количество статей, научных публикаций, индексируемых в международных цитатно-аналитических базах, данных Web of Science, Scopus, составило 135, в том числе за прошлый год – 37 в зарубежных журналах, входящих в эти базы данных. Ряд из них входят в первый квартиль Q1: журналы Animal Genetics, Advances in Colloid and Interface Science, Analytical and Bioanalytical Chemistry, Colloids and Surfaces B: Biointerfaces.

В сравнении с показателями публикационной активности по индексу Хирша высших учебных заведений РФ академия, на начало 2018 года, занимала 102-е место, среди вузов Москвы – 36-е, а среди аграрных вузов РФ – 10-е.

Актуальность, новизна, практическая ценность научных исследований подтверждены патентами Российской Федерации. В 2017 году было получено 15 патентов на изобретения и два – на полезную модель.

Какие инновации были внедрены в образовательный процесс в 2017/2018 учебном году?

 – Прежде всего результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках реализации тематического плана – задания на выполнение научно-исследовательских работ по заказу Минсельхоза России за счет средств федерального бюджета и в рамках выполнения грантов ФЦП и Российского научного фонда. Стоит отметить методические рекомендации по профилактике и ликвидации сальмонеллезов молодняка сельскохозяйственных животных и птицы, по предотвращению массовой гибели пчел, по совершенствованию содержания и разведения клеточных пушных зверей в зверохозяйствах России для основных видов пушных зверей (норок, лисиц), отвечающих требованиям рекомендаций СЕ. Внедрение инноваций в образовательный процесс осуществляется в формате мастер-классов, круглых столов и открытых лекций.


Какие научно-технические, лабораторные, исследовательские проекты сейчас в стадии реализации?

– Продолжается работа над несколькими крупными проектами, финансируемыми за счет грантов Правительства РФ, Минобрнауки РФ, Минсельхоза РФ и РФФИ. В частности, разрабатываются биотехнологии для оценки экспрессии генов в связи с продуктивностью и устойчивостью к заболеваниям в птицеводстве, уже получены значительные научные результаты. Победа в конкурсе РФФИ дала возможность приступить к изучению неидентифицируемых микроорганизмов рубца крупного рогатого скота при различных питательных рационах. Кроме того, разрабатываются подходы к порядку и условиям проведения оценки племенной ценности сельскохозяйственной птицы, составляется комплексная программа защиты овец от паразитарной инвазии. 



   – Насколько регулярно обновляется материально-техническая база для проведения научно-исследовательских работ?

– В распоряжении сотрудников, студентов и аспирантов академии научные лаборатории и кабинеты диагностики, Инновационный ветеринарный центр Академии им. К.И. Скрябина (ИВЦ МВА). Информационным центром академии является научная библиотека. Всем категориям пользователей предоставлен максимальный доступ к библиотечным фондам и электронным ресурсам.
Но в полной мере проблему материально-технической базы не решить без взаимодействия с работодателями. Предстоит активизировать работу по созданию базовых кафедр на предприятиях, при содействии работодателей открывать на вузовских площадках лаборатории и технопарки. 

Как организовано международное взаимодействие в научной сфере?

– Академия развивает взаимодействие с 43 зарубежными партнерами из стран Европы, Азии, Латинской Америки. К научной деятельности привлекаются ведущие ученые из Англии, Германии, Франции, Бельгии, Австралии, Испании. Для студентов, магистров и преподавателей они проводят мастер-классы, читают открытые лекции по проблемам ветеринарии и зоотехнии. Среди постоянных партнеров академии – офис Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) в России.

Развитие научно-исследовательской деятельности определено в качестве приоритетного направления для вступления академии в Европейскую ассоциацию организаций ветеринарного образования. Недавно состоялся первый консультативный визит ее экспертов.


Что вы планируете предпринять, чтобы повысить результативность научной работы в академии?

– Предстоит развивать сотрудничество с реальным сектором экономики, внедрять технологии и наукоемкую продукцию академии в производство. Не менее важно обеспечить взаимодействие членов Ассоциации «Ветеринария, зоотехния и биотехнология» в целях совместного участия в исследовательских проектах с конкурсным финансированием.

Мы заинтересованы в создании центров интенсификации прикладных исследований, т.е. международных научных лабораторий, под руководством российских и зарубежных ученых, имеющих опыт сотрудничества с предприятиями из высокотехнологичных отраслей. Как ожидается, они станут платформой для формирования центров превосходства на базе академии, реализующих проекты научно-исследовательской работы в рамках федеральных целевых программ и мегагрантов.

По мере создания системы малых инновационных предприятий под руководством преподавателей академии следует вовлекать в их деятельность студентов в качестве стажеров и сотрудников. Не менее важно развивать инновационную экосистему академии, обеспечив поддержку научным коллективам, способным выполнять исследования на мировом уровне.

654 просмотра
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика