Актуальные направления развития системы ветеринарно-санитарного обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации

Рубрика:
Публикации ученых
Актуальные направления развития системы ветеринарно-санитарного обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации

Актуальные направления развития системы ветеринарно-санитарного обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации. Перспективы развития службы.

Основным направлением развития системы ветеринарно-санитарной службы в настоящее время является исключение причин и факторов, входящих в компетенцию службы, способных оказать негативное влияние на обеспечение боеготовности и боеспособности личного состава войск (сил флота), а также выполнение комплекса ветеринарно-санитарных, профилактических, противоэпизоотических и других специальных мероприятий.

 Усилия всех структур и звеньев службы в настоящее время направлены:

– на обеспечение готовности и способности организаций службы к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время;
– обеспечение эпизоотического благополучия воинских частей, организаций и предприятий Министерства обороны Российской Федерации;
– контроль качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, используемых предприятиями-аутсорсерами при организации услуг по питанию личного состава в воинских частях;
– подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов службы для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Решение вопросов заготовки и снабжения ветеринарным имуществом и биологическими препаратами в условиях стабильного финансирования последних лет позволило в целом обеспечить заготовку минимально необходимых объемов медикаментов, биологических препаратов, реактивов, дезинфицирующих средств, закупить специальное оборудование и технические средства службы. На последующие годы запланированы закупки материальных средств в необходимых объемах.

В результате напряженной и кропотливой работы органов управления, ветеринарных специалистов в сложных экономических условиях сохранялась стабильная ситуация в плане выполнения задач по ветеринарно-санитарному обеспечению войск и сил флота. Происходящие в стране реформы законодательного, экономического, административного и других направлений, безусловно, сказываются на годами отлаженном механизме ветеринарной деятельности. Несовершенство действующих законодательных актов создавало ряд проблем в решении текущих вопросов, входящих в компетенцию службы.
Остановимся на основных и перспективных направлениях развития ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил.

Основное направление деятельности ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил РФ, от чего зависит сфера влияния и деятельности службы, в сложившейся системе материально-технического обеспечения войск – это совершенствование системы ветеринарно-санитарного контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Объективный уход от сложившихся стереотипов громоздкого войскового хозяйства с его запасами материальных средств, в частности, пересмотр эшелонирования и содержания продовольствия: мясных консервов, крупы, муки, животных жиров и прочего продовольствия, а также передача части функций продовольственной службы коммерческим структурам резко снизили востребованность в специалистах ветеринарной службы. Однако передача коммерческим структурам сферы питания личного состава, хлебопечения, обеспечения скоропортящимися продуктами не снижает роли и значимости ветеринарно-санитарной службы, а наоборот, повышает ее авторитет, так как решающее слово остается за специалистами службы, владеющими методами и способами определения доброкачественности пищевых продуктов и их безопасности в ветеринарном отношении. Это касается и фитосанитарного контроля и надзора. Нет более универсального специалиста в этой области, нежели ветеринарный врач, который по уровню своей подготовки обладает необходимым комплексом специальных знаний в агрономической и биологической отраслях, а, следовательно, способен выполнять функцию фитосанитарного эксперта. Он, естественно, из числа военных специалистов ближе всех находится к возникающим проблемам. Неслучайно в плане проведения административной реформы в стране ветеринарная и фитосанитарная служба объединены в федеральное ведомство – Россельхознадзор.

Важным направлением является сохранение и совершенствование сложившейся системы ветеринарно-санитарного контроля, применительно к функциям, определенным для государственной ветеринарно-санитарной службы.

В результате анализа многолетнего опыта работы специалистов ветеринарно-санитарной службы во всех сферах их деятельности, в частности в области контроля и обеспечения пищевой безопасности продуктов питания, был сделан вывод, что основными причинами оборота некачественных и опасных пищевых продуктов в разных сферах деятельности на сегодняшний день являются:


– отсутствие государственного и производственного ветеринарно-санитарного контроля в организациях, оказывающих услуги по питанию личного состава по системе аутсорсинга;
– приоритет низких цен перед реальными затратами на качественный продукт и, как следствие, недостаточная мотивация повышения качества используемых продуктов при организации питания личного состава в воинских частях;
– использование некачественного или фальсифицированного сырья в целях извлечения поставщиком услуг по питанию максимальной выгоды;
– отсутствие громких примеров наказания недобросовестных поставщиков некачественной, фальсифицированной пищевой продукции.

Таким образом, система контроля качества и безопасности продовольствия, поступающего в войска (силы флота), должна включать широкий спектр мероприятий: от согласования государственного контракта на оказание услуг по питанию личного состава в отношении требования к качеству продовольствия и организации ветеринарно-санитарной проверки до работы непосредственно в организациях по изучению возможности поставщика услуг обеспечить выполнение договоров и лабораторного контроля.

Главными задачами ветеринарно-санитарной службы на ближайшую перспективу являются: 

– введение в действие конкретных планов ветеринарно-санитарного обеспечения войск, определение зон ответственности при обеспечении соединений, воинских частей и организаций, дислоцирующихся на территории округа (флота); 

– контроль качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, используемых организациями – аутсорсерами при организации питания личного состава.

Ветеринарно-санитарные специалисты военного округа (флота) при осуществлении контрольной деятельности в отношении сторонних организаций, осуществляющих питание личного состава ВС РФ по системе аутсорсинга, действуют от имени заказчика (Министерства обороны Российской Федерации) в целях исполнения государственного контракта на оказание услуг по организации питания для нужд Минобороны России, в котором чётко определены права и обязанности заказчика и исполнителя (ОАО «Военторг») в области осуществления контроля за объемом, качеством и сроками оказания услуг, с привлечением аккредитованных организаций. Ввиду особого статуса военнослужащих, в том числе по ограничению прав и свобод, а также условий прохождения ими военной службы, необходим особый уровень контроля за качеством оказания услуг по питанию. Стороны установили, что имеющие полномочия на проведение проверок оказания услуг представители заказчика по государственному контракту на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации осуществляют проверки в любое время в ходе оказания услуг.

Любой командир воинской части является получателем услуги предприятия-аутсорсера и, в конечном итоге, несет ответственность за качество питания личного состава. Учитывая отсутствие у него специальных знаний в области контроля качества продовольствия, необходимо максимально привлекать к этой работе специалистов ветеринарно-санитарной службы округа (флота). Это позволит командованию воинской части избежать ошибок и принимать правильные решения по вопросу качества продовольствия, используемого для питания личного состава, что обеспечит высокую боевую готовность и не допустит отравлений личного состава.

Таким образом, деятельность ветеринарно-санитарных специалистов в отношении сторонних организаций, обеспечивающих питание личного состава по системе аутсорсинга, осуществляется в рамках исполнения государственного контракта в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области ветеринарии. Под контролем органов военной прокуратуры должно осуществляться предупреждение нарушений государственного контракта в целях недопущения срыва боеготовности войск (сил), сохранения жизни и здоровья военнослужащих в ходе выполнения задач по обеспечению обороноспособности Российской Федерации.

936 просмотров
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика