Четыре проблемы на фоне ответственности высшей ветеринарной школы

Рубрика:
Публикации ученых
Четыре проблемы на фоне ответственности высшей ветеринарной школы

Начало обсуждению на портале «Ветеринария.рф» темы качества подготовки ветеринарных специалистов было положено в статьях ректоров ведущих ветакадемий России – Московской и Санкт-Петербургской. Сегодня свою точку зрения представляет декан факультета ветеринарной медицины, пищевых и биотехнологий, завкафедрой Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Алексей Молчанов. В этом году факультет отмечает свое 100-летие. В состав научно-образовательного центра входят шесть кафедр, восемь научных лабораторий, пять малых инновационных предприятий и два диссертационных совета.

Едва ли стоит напоминать о социальной значимости обучения ветеринарных врачей и экспертов. Важнее заострить внимание на ряде вопросов, требующих поиска решений. На мой взгляд, в системе обучения ветеринарных врачей и экспертов четыре основных проблемы: уровень знаний абитуриентов, престиж профессии, качество подготовки специалистов и мобильность образовательных программ.

Школьный багаж знаний абитуриентов

Не секрет, что более половины поступающих учиться по специальности «Ветеринария» являются жителями сельских территорий, где традиционно более низкие результаты Единого государственного экзамена.


Слабое усвоение программы средней школы влечет за собой трудности в изучении дисциплин естественно-научного блока и, как следствие, отчисление студентов уже на первом курсе.

Престиж профессии и оплата труда

Одна из основных причин низкой привлекательности работы по специальности – уровень заработной платы. Отмечу, что оплата труда сотрудников подразделений государственной ветеринарной службы и предприятий АПК зачастую составляет 15–20 тысяч рублей. Сегодня этого явно недостаточно для создания семьи и обеспечения ей достойной жизни.

На частных коммерческих предприятиях (например, в ветеринарных клиниках) ситуация несколько лучше. Поэтому большинство выпускников не хотят связывать свою жизнь с селом, ориентируются на работу по оказанию ветеринарной помощи мелким непродуктивным животным, трудоустраиваются в торговые сети по продаже ветеринарных препаратов и товаров для животных.


В настоящее время у части студентов наблюдается низкая мотивация в получении знаний и приобретении навыков по выбранной специальности. Многие обучаются ради получения диплома.

Желание студентов изучать дисциплины, связанные только с отдельными видами животных (как правило, собаками и кошками) сужает приобретаемый объем навыков, умений и создаёт трудности при трудоустройстве на предприятиях агропромышленного комплекса.

Две стороны одной медали

Специфика подготовки ветеринарных специалистов такова, что качественно передать знания, обеспечить процесс обучения может только практикующий преподаватель. Преподаватель, который активно взаимодействует с производством, хорошо разбирается в реальных условиях врачебной деятельности.

Другая сторона этой медали – большая аудиторная нагрузка преподавателей. В настоящее время она составляет 900 часов, что не может не сказываться на качестве подготовки специалистов.


Кроме того, частая смена нормативной документации, регламентирующей образовательную деятельность по специальности «Ветеринария» (ФГОС ВО 3, 3+, 3++), влечет за собой изменение учебных планов и учебно-методического обеспечения дисциплин. Львиную долю времени преподаватели тратят на написание и переделывание рабочих программ дисциплин, другой учебно-методической документации.

Сокращение учебно-вспомогательного персонала в вузах вынуждает преподавателей заниматься еще и техническим обеспечением образовательного процесса. Поэтому для организации кружков, научно-исследовательской деятельности и публикации результатов своей работы времени недостаточно.

Следует признать, что повышение квалификации зачастую носит формальный характер и не влечет за собой повышения качества образовательного процесса.

Мобильность образовательных программ

В настоящее время вуз вправе самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, объем часов и форму контроля, что негативно сказывается на взаимодействии учебных заведений, возможностях перевода студентов из вуза в вуз, когда возникает такая необходимость.

Что касается обеспечения мобильности образовательных программ, то вузам необходимо при разработке учебных планов ориентироваться на примерный учебный план, разработанный учебно-методическим объединением по укрупненной группе специальностей 36.00.00 «Ветеринария и зоотехния».

Что по силам факультету?

Факультет ветеринарной медицины, пищевых и биотехнологий Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова по праву можно считать одним из центров подготовки ветеринарных врачей и экспертов. За столетнюю историю было подготовлено более 15 тысяч специалистов. В настоящее время факультет представляет собой научно-образовательный центр, располагающий мощной материально-технической и лабораторной базой.

Для решения накопившихся в сфере подготовки ветеринарных специалистов проблем на факультете разработан ряд мер. Мы заинтересованы в том, чтобы принимать в университет абитуриентов с более высоким уровнем подготовки. Для этого большое внимание уделяется профориентации. Мы проводим Дни открытых дверей, мастер-классы, олимпиады. Организуем встречи с учащимися выпускных классов городских и сельских школ, участвуем в создании профильных классов. Преподаватели приобщают учащихся школ и колледжей к научно-исследовательской работе, готовят их к выступлениям на научных конференциях.

В то же время повышение престижа профессии неразрывно связано с улучшением экономической ситуации на сельских территориях, увеличением заработной платы, предоставлением жилья, обеспечением социальной защищенности (места в детских садах и школах, достойное медицинское обслуживание и т. д.).

Одним из способов закрепления ветеринарных кадров в сельских населенных пунктах является подготовка по целевому набору. Для этого мы наладили контакты с главами муниципальных образований, начальниками районных станций по борьбе с болезнями животных и руководителями предприятий агропромышленного комплекса.

Качественная подготовка специалистов возможна при наличии соответствующего кадрового потенциала. На факультете ветеринарной медицины, пищевых и биотехнологий 86,4% преподавателей имеют научные степени, доля докторов наук составляет 30%.


Для повышения качества подготовки и усиления мотивации в приобретении профессии на факультете организовано так называемое практико-ориентированное обучение с использованием животных. Практические занятия проводятся непосредственно на базе экспериментального вивария и учебно-научно-технологического центра «Ветеринарный госпиталь».

В течение года все студенты начиная с третьего курса проходят стажировки на предприятиях АПК региона и за его пределами. В соответствии с графиком студенты осваивают навыки и умения практической деятельности по различным направлениям животноводства: мясное и молочное скотоводство, коневодство, овцеводство, свиноводство, птицеводство.

В процессе подготовки специалистов непосредственно на факультете задействованы ресурсы центра «Ветеринарный госпиталь», экспериментального вивария, лаборатории по определению качества пищевой и сельскохозяйственной продукции, испытательного центра ветеринарных препаратов, лаборатории технологий кормления и выращивания рыбы, учебно-производственного подразделения «Экспериментальное животноводство» и учебно-научно-производственного комплекса «Пищевик».


Факультет оказывает содействие в трудоустройстве выпускников. Для этого проводятся ярмарки вакансий, встречи с потенциальными работодателями. Участие студентов в многопрофильных стажировках расширяет возможности их последующего трудоустройства.

В настоящее время на факультете по специальности «Ветеринария» на очном и заочном отделениях обучаются свыше 700 человек. Около 10% студентов – представители зарубежных стран. С 2016 года для студентов из государств дальнего зарубежья реализуется программа подготовки по специальности «Ветеринария» на английском языке English Medium.


Увеличение финансирования образовательной деятельности осуществляется за счет подготовки студентов на договорной основе с оплатой ими обучения. К другим источникам финансирования относятся выполнение хоздоговорных и грантовых работ, результаты деятельности структурных подразделений и малых инновационных предприятий факультета.


В заключение остается отметить, что жесткие требования современного рынка труда, на мой взгляд, повышают ответственность высшей школы в сфере подготовки ветеринарных специалистов для агропромышленного комплекса. Последовательное решение проблем в вузах при одновременном введении государственных программ поддержки молодых специалистов будет способствовать возрождению престижа одной из самых гуманных профессий.

930 просмотров
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика