Федор Василевич: «В ветеринарных вузах наметилась весьма опасная тенденция истощения кадрового ресурса»

Рубрика:
Публикации ученых
Федор Василевич: «В ветеринарных вузах наметилась весьма опасная тенденция истощения кадрового ресурса»

Качество подготовки специалистов в сфере ветеринарии, воспроизводство кадрового корпуса профильных факультетов, преимущества и недостатки современных образовательных технологий – лишь несколько вопросов, которые широко обсуждаются в профессиональном сообществе в преддверии Всероссийского съезда ветеринарных врачей. Проблемам высшей школы и возможным способам их решения посвящена статья Федора Ивановича ВАСИЛЕВИЧА, ректора Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина, доктора ветеринарных наук, академика РАН.

В настоящее время подготовку ветеринарных врачей в России ведут 57 вузов. Из них 44 высших учебных заведения подведомственны Министерству сельского хозяйства РФ и 13 – Министерству образования РФ. В столице четыре вуза готовят ветеринарных врачей и ветеринарно-санитарных экспертов.

Выпускники ветеринарных факультетов востребованы на предприятиях АПК, в клиниках, хозяйствах, на станциях по борьбе с болезнями животных, в ветеринарных лабораториях, органах Россельхознадзора, лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, в компаниях, производящих ветеринарные препараты, корма, оборудование и инструменты для животноводства, медицины и т.д. В последние годы выпускники вузов предпочитают трудоустраиваться в сферу обслуживания мелких домашних животных и менее охотно идут работать с продуктивными животными. Поэтому многие хозяйства не укомплектованы ветеринарными специалистами.

Работодатели оценивают качество профессиональной подготовки выпускников ветеринарных факультетов неоднозначно, чему есть причины. Недостаточная материально-техническая база и отсутствие кадров высокой квалификации не позволяют многим вузам готовить специалистов, отвечающих современным требованиям. И выпускники ветеринарных факультетов не могут найти себя на рынке труда.

"Требуются ветеринарные врачи, просьба с дипломом такого-то вуза не обращаться"

Например, в 19 вузах одна кафедра «Ветеринария», на базе которой даже теоретически невозможно обеспечить качественную подготовку ветврачей. Неслучайно в интернете нередко попадаются объявления: «Требуются ветеринарные врачи, просьба с дипломом такого-то вуза не обращаться». В остальных вузах три-четыре кафедры и только в трех профильных академиях – Московской, Казанской и Санкт-Петербургской – 14–18 кафедр.

Еще одна причина невысокого качества подготовки специалистов – прекращение воспроизводства кадрового корпуса ветеринарных факультетов. Несмотря на очевидный прогресс в области образовательных технологий, основную роль в обеспечении качества подготовки ветврачей играет квалифицированный профессорско-преподавательский состав. В настоящее время во многих вузах наметилась весьма опасная тенденция истощения кадрового ресурса. Средний возраст профессорско-преподавательского состава неуклонно повышается, приток молодых специалистов на преподавательскую работу незначительный в силу снижения престижа и привлекательности труда работников высшей школы. Выход из этой ситуации один – привлекать в педагогический процесс известных практикующих ветврачей и сотрудников НИИ.

"Приток молодых специалистов в преподаватели незначительный снижается престиж труда работников высшей школы"

Открытие ветеринарных факультетов в непрофильных вузах – опасная тенденция, способная привести к снижению качества подготовки квалифицированных ветеринарных врачей в России. Считаю, что законодательное решение о запрещении подобной практики будет реальным шагом к повышению качества высшего ветеринарного образования. Я убежден, что самое сложное в подготовке – обучение врачеванию. Это искусство требует многого, что отсутствует в непрофильных учебных заведениях. Обучать ветеринарии в вузе, где нет клинической базы, коллекции макро- и микропрепаратов, квалифицированных педагогических кадров, все равно, что готовить инженеров и космонавтов в профильных ветеринарных вузах.

Наша профессия требует высокой квалификации. Ветврач оказывает помощь беззащитным животным. Для студента, который хочет стать ветеринаром, должно быть характерно чувство сострадания к братьям нашим меньшим. Также обязательно наличие исключительного трудолюбия и способности постоянно учиться, желания узнавать новое, при этом избегать консерватизма в профессиональной деятельности, не бояться новаторства и эксперимента. Кроме того, необходимо быть хорошим психологом. И конечно, нельзя забывать о безукоризненном соблюдении санитарных норм, поскольку всегда сохраняется риск заразиться опасными болезнями.

Врачеванию будущий ветврач учится в вузе под руководством наставников. Однако смещение развития системы высшего образования в направлении технических средств обучения и акцент на самостоятельной работе студентов снижают значение ключевого приоритета высшего образования – непосредственного участия преподавателей в формировании у будущих ветврачей способности ориентироваться в профессиональной среде, эффективно перерабатывать новую информацию и самостоятельно принимать решения, без этого невозможно искусство врачевания.

"При соотношении преподавателей и студентов 1:12 научить врачеванию за период обучения невозможно"

При нынешнем соотношении преподавателей и студентов 1:12 научить врачеванию за период обучения не представляется возможным. Со всей ответственностью могу заявить, что все лучшее, что есть в ветеринарном образовании в нашей стране, сосредоточено в трех профильных вузах – Московской, Казанской и Санкт-Петербургской академиях ветеринарной медицины.

В Московской академии учебный и научный процессы обеспечивают 80 докторов, профессоров, 160 кандидатов наук, доцентов, девять академиков и членов-корреспондентов РАН. Материально-техническая база постоянно обновляется с учетом достижений науки и практики. Создан Инновационный ветеринарный центр европейского уровня, организована работа современной лаборатории молекулярной генетики и геномики птиц. Практические навыки студенты отрабатывают на базовых сельскохозяйственных предприятиях, в НИИ, ветеринарных лабораториях, на станциях по борьбе с болезнями животных, где функционируют 37 филиалов кафедр. В учебном процессе используются материалы и потенциал 12 научно-учебных музеев.

Сегодня мы стараемся активно сотрудничать с потенциальными работодателями. В прошлом году по целевому приему в рамках отдельного конкурса было принято 47 студентов из 160. Средний балл Единого государственного экзамена у них ниже, чем у поступающих по общему конкурсу. Создавая для этих абитуриентов такие условия, мы должны быть уверены, что выпускник вернется в хозяйство. Считаю, что мы можем и должны предъявлять высокие требования к успеваемости студентов, принятых по целевому приему. 

"Мы можем предъявлять высокие требования к успеваемости студентов, принятых по целевому набору"

Сейчас в договорах не предусмотрены меры социальной поддержки, не указан срок, в течение которого выпускник обязан отработать на предприятии. Получается, что трудоустройство не предполагается или можно фиктивно отработать несколько дней. Стало быть, работодатель не несет ответственности, а законодательство не позволяет подвергнуть выпускника санкциям, чтобы вернуть государству потраченные на его обучение деньги, если такой выпускник отказывается от исполнения договора. Иными словами, механизм есть, но неэффективный. Сегодня работодатели практически не спонсируют учебный процесс в академии. Помощь оказывают лишь частные ветеринарные клиники и компании по производству ветеринарных препаратов, кормов для животных.

Для улучшения качественного состава будущих студентов большое значение имеет профориентационная работа, которая проводится по целому ряду направлений, таких как участие в выставках, проведение дней открытых дверей, встречи со школьниками, например, во всех районах Московской области, взаимодействие с преподавателями и учащимися сельскохозяйственных колледжей ветеринарного профиля. На кафедрах академии проводятся университетские субботы для учеников средних и старших классов столичных школ.

Безусловно, чтобы наши выпускники отвечали требованиям работодателей и могли конкурировать на международном уровне, необходимо адекватное финансирование учебного процесса. На сегодняшний день одно бюджетное место стоит 160 рублей в год, притом что ветеринария – самая затратная сфера (необходимо 400 тыс. руб.). Этих денег явно недостаточно, чтобы готовить профессионалов европейского уровня.

"Чтобы наши выпускники могли конкурировать на международном уровне, необходимо адекватное финансирование учебного процесса"

Из-за значительных организационных и финансовых проблем в настоящее время в медицинских вузах и на ветеринарных факультетах все реже проводятся учебные опыты на живых животных. Это связано, в частности, и с определенными этическими проблемами – во всем мире уменьшается количество животных, используемых во время лабораторных занятий. На практике доказано, что замена экспериментов на животных альтернативными методами не может быть выполнена без ущерба для уровня усвоения знаний.

С учетом важности ветеринарии для народного хозяйства и значимой роли ветеринарного врача, которую он играет в сохранении здоровья человека через здоровье животных, необходима госпрограмма подготовки ветеринарных специалистов.

На протяжении всей истории России осуществлялась подготовка ветеринарных специалистов широкого профиля, которые занимались лечебно-профилактической работой и ветеринарно-санитарным делом. В 1942 году при Московском технологическом институте был открыт ветеринарный факультет по подготовке ветврачей для мясной промышленности, то есть ветсанэкспертов. В 2003 году была введена новая специальность «Ветеринарно-санитарная экспертиза» со сроком обучения пять лет. С 2009 года обучение ветсанэкспертов осуществляется по двухуровневой системе: бакалавриат (четыре года) и магистратура (два года).

Подготовка кадров по профилю ВСЭ утверждена на законодательном уровне (ФГОС). Однако работодатели пока с осторожностью относятся к бакалаврам ветеринарно-санитарной экспертизы, предпочитая ветеринарных врачей, которые не имеют дополнительных компетенций в сфере ветеринарно-санитарной безопасности. На мой взгляд, необходимо вернуться к моноуровневой подготовке ветеринарно-санитарных экспертов со сроком обучения пять лет.

"Следует вернуться к моноуровневой пятилетней подготовке ветсанэкспертов"

В учебном плане предусмотрен перечень дисциплин (модулей), практик, испытаний итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся и других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. Здесь же выделяются объем самостоятельной работы обучающихся и объем их работы во взаимодействии с преподавателем в зачетных единицах, академических (астрономических) часах. Для каждой дисциплины и практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся. Обновлять учебные планы можно в части перечня и наименования дисциплин (модулей), распределения трудоемкости дисциплин по видам занятий, распределения изучения дисциплин по семестрам, форм контроля и т.д.

Преподаватели постоянно задаются вопросом, как повысить мотивацию студентов получать знания и стимулировать их познавательную активность. Одно из главных направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе – это применение разнообразных интерактивных форм обучения, направленных на развитие самостоятельного мышления, способности решать нестандартные профессиональные задачи.

Эффективность процесса усвоения знаний зависит от собственной интеллектуальной активности студента, а также от использования продуктивных методов обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения предписывает, что до 30% аудиторного времени необходимо отводить активным формам и методам обучения. Поэтому в настоящее время преподавателю необходимо быть не только компетентным в сфере своей специальности, но и умело применять интерактивные методы обучения студентов. Молодые люди легче понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как мотивацию учения, как стойкую черту личности и как инструмент воспитывающего обучения, повышения его качества.

"Молодые люди лучше запоминают материал, который изучают посредством активного вовлечения в учебный процесс"

В заключение хотелось бы отметить, что комплексный подход к решению проблем, которые накопились в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку ветеринарных врачей и экспертов, разработка соответствующей государственной программы дадут возможность повысить эффективность административной и преподавательской работы в вузах, а также определить направления развития на перспективу с учетом современных требований предприятий и организаций, заинтересованных в таких специалистах.

От редакции: приглашаем читателей принять участие в обсуждении поднятых в статье вопросов

1117 просмотров
Нужно авторизоваться
Все комментарии:
2 комментария
Как дальше готовить будем бакалавров - ветеринарно санитарных экспертов, если профстандарт у них "ветеринарный врач"? Это значит в учебный план 4 бакалаврских лет вписать все дисциплины для ветеринарных врачей?... В таком случае готовить ВСЭ необходимо 5 лет, как пишет автор, но если профтребования одинаковые (профстандарт), то зачем 2 разных специальностей? не проще ли вернуться к специализациям. Как думаете, спасибо.
Вы называете 3 ВУЗа выглядит не скромно, я бы не сбрасывал со счетов ветеринарные ВУЗы почти со 100 летними традициями; Омский ветеринарный институт, Троицкий ветеринарный институт, Черкасский ветеринарный институт, Уфу, Ставрополь хотя они в связи реформами могут называться сейчас по другому.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика