Перспективы развития ветеринарного дела в РФ в условиях меняющегося законодательства. Нормативное правовое регулирование в области ветеринарии

Рубрика:
Публикации ученых

Доклад Боева Ю.Г., начальника отдела организации ветеринарного дела Департамента ветеринарии Минсельхоза России, кандидата ветеринарных наук на конференции
«Опыт и проблемы оздоровления крупного рогатого скота от лейкоза», 25.11.2015 г. Великий Новгород.

Основной задачей, необходимой для поддержания условий обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Российской Федерации, является совершенствование правового регулирования в сфере ветеринарии - создание современных правовых норм и правил в сфере ветеринарной деятельности.

Для решения этой задачи требуется не только обновление ветеринарного законодательства с учетом административных реформ, проводимых в Российской Федерации, но и гармонизация ветеринарно-санитарных требований с международными требованиями и нормами.

Указанная деятельность заключается в детальной проработке и актуализации действующего отечественного ветеринарного законодательства.

На организацию проведения противоэпизоотических мероприятий на территории субъектов Российской Федерации ежегодно Минсельхозом России выделяются средства из федерального бюджета.

В целях недопущения распространения особо опасных болезней животных, ежегодно в Российской Федерации с диагностической целью исследуется более 12 млн. проб сывороток крови КРС на лейкоз.

Лейкоз – заболевание кроветворной ткани животных, характеризующееся злокачественным её разрастанием, развитием патологических очагов органов кроветворения и нарушением процесса созревания кровяных клеток.

Лейкоз наносит большой экономический ущерб животноводству. Ущерб достигает значительных размеров вследствие снижения мясной и молочной продуктивности, преждевременного падежа и вынужденного убоя больных животных, утилизации туш и органов с опухолевыми поражениями, затрат на проведение диагностических исследований и противолейкозных мероприятий, недополучения потомства от высокопродуктивных коров, потери от племенной ценности и ограничений в реализации и т. д.

Лейкоз крупного рогатого скота имеет определенное значение для международной торговли животными и животноводческой продукцией.

в 2014 году - 46,8 % приходилось на лейкоз, и при сравнении показателей заболеваемости за 9 месяцев 2014 и 2015 годов, на лейкоз приходится 40,3 % и 49,5% соответственно.

В настоящее время лейкоз рассматривается как болезнь, которая представляет потенциальную опасность для генофонда племенного скота и при отсутствии планомерной борьбы имеет тенденцию к дальнейшему нарастанию.

На конец сентября 2015 года в субъектах Российской Федерации зарегистрировано 2093 неблагополучных пункта по лейкозу крупного рогатого скота. За 9 месяцев текущего года выявлено 240 новых неблагополучных пунктов, оздоровлено 268 пунктов.

Улучшилась эпизоотическая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота в Новгородской, Кировской, Ульяновской, Нижегородской, Тюменской областях, Республике Мордовия. В этих субъектах уменьшилось количество неблагополучных пунктов и заболевших лейкозом животных.

Однако остаётся напряженной эпизоотическая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота в Челябинской области – 169 неблагополучных пунктов, Краснодарском крае – 127, Новосибирской области – 191, Курганской – 101, Тверской – 101, Московской – 102, Калужской – 85, Пензенской – 77, Владимирской – 71, Республике Татарстан – 72 и других субъектах.

Методы оздоровления хозяйств от лейкоза основываются на систематических серологических и гематологических исследованиях с целью выявления инфицированных ВЛКРС и больных животных.

Ежегодно в Российской Федерации подвергается диагностическим исследованиям в РИД от 12 до 14 млн. голов крупного рогатого скота, гематологическим исследованиям от 3 до 4 млн. голов скота.

При серологических исследованиях поголовья животных на лейкоз в РИД выявляется 1 - 1,2 млн. голов положительно реагирующего скота, что составляет 6,6 - 6,9% от исследованных животных, при гематологических исследованиях выявляется от 35 до 54 тысяч положительных результатов (1,0 – 1,6%).

Следует отметить, что в последние 3 года в целом в Российской Федерации несколько увеличилось количество серологических исследований крупного рогатого скота на лейкоз.

Увеличение серологических исследований поголовья скота в некоторых субъектах происходит преимущественно за счёт исследований с целью выяснения эпизоотической ситуации по лейкозу, а также за счёт увеличения кратности исследований в оздоравливаемых хозяйствах.

Также, надо отметить, что в субъектах имеются отдельные хозяйства, в которых не проводятся диагностические исследования, поэтому невозможно определить статус его благополучия по данному заболеванию.

В некоторых субъектах отсутствуют сведения о наличии неблагополучных пунктов и заболевших лейкозом животных. Это в основном автономные округа Севера и республики Северного Кавказа.

Напряжённая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота сложилась и в племенных хозяйствах страны. Так по итогам 2014 года в Российской Федерации из 1400 племенных хозяйств неблагополучными являются 163, а в 71 благополучном хозяйстве выявляют положительно реагирующих на лейкоз животных.

Наибольшее количество неблагополучных племенных хозяйств регистрируется в Челябинской области (84,2% от общего числа племенных хозяйств в субъекте), Ростовской области (72,7%), Республике Дагестан (72,2%), Воронежской области (45,7%), Краснодарском крае (43,5%) и Московской области (24,5%).

В некоторых субъектах Российской Федерации, таких как, Новгородская, Ленинградская, Свердловская, Вологодская области накоплен большой опыт работы по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота. В этих субъектах уменьшилось количество неблагополучных пунктов и заболевших лейкозом животных. Основу борьбы с этой инфекцией составляет работа по организации изолированного выращивания молодняка, свободного от вируса лейкоза, замена маточного поголовья при заражённости стад от 30% и более. Таким путём можно оздоровить хозяйство в течение 3-5 лет.

Широкому распространению лейкозу крупного рогатого скота во многих субъектах России способствует отсутствие на местах систематической работы по организации и проведению противоэпизоотических мероприятий, длительное неблагополучие стад по лейкозу, передержка в стадах больных и инфицированных животных, отсутствие изолированного выращивания молодняка, проведение на животных различных манипуляций зоотехнического, ветеринарного характера и другие.

Эффективная система профилактики и борьбы с лейкозом невозможна без хорошо налаженной статистики, которая является одной из обязательных составных частей в комплексе эффективных противолейкозных мероприятий.

На организацию проведения противоэпизоотических мероприятий на территории субъектов Российской Федерации ежегодно Минсельхозом России выделяются средства из федерального бюджета.

В Российской Федерации эпизоотическая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота не стабильная:

- по лейкозу крупного рогатого скота число больных животных сократилось с 59,9 тыс. голов в 2005 году, до 37,2 тыс. голов в 2014 году. Количество вновь выявленных неблагополучных пунктов увеличилось с 154 до 405 пунктов.

В 1 квартале 2015 года в России выявлено 84 новых неблагополучных пункта по лейкозу крупного рогатого скота. На конец марта текущего года в субъектах России регистрируется 2103 неблагополучных пункта по лейкозу крупного рогатого скота, в которых за 3 месяца заболело 9695 голов.

Наибольшее число заболевших лейкозом животных по итогам 2014 года выявлено в ЦФО – 14,9 тыс. голов (40,1%), ПФО – 9,7 тыс. голов (26,2%) и СФО – 6,2 тыс. голов (16,6%).

По итогам девяти месяцев 2015 года лейкоз крупного рогатого скота регистрировался в 72 субъектах России.

В настоящее время, во исполнение новых норм права, содержащихся в Федеральном законе № 243-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. № АД-П11-6390 Минсельхозом России проводится разработка нормативных правовых актов.

Распоряжением Минсельхоза России от 30 сентября 2015 года № 98-р создана рабочая группа и утвержден её состав по разработке нормативных правовых актов в соответствии с Перечнем проектов актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти необходимых для реализации норм Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рабочей группе поручено обеспечить выполнение Плана («дорожной карты») по разработке проектов четырех постановлений Правительства Российской Федерации:

1. «Об утверждении Порядка аттестации специалистов в области ветеринарии, не являющихся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, на право оформления ветеринарных сопроводительных документов на товары, подлежащие ветеринарному контролю (надзору)». Проектом определена процедура проведения аттестации негосударственных ветеринарных специалистов.

Проектом постановления предусматривается, что к аттестации допускаются указанные специалисты:

- имеющие высшее образование;

- опыт работы в области ветеринарии не менее одного года;

- удостоверение о повышении квалификации, полученное не более чем за 3 года до подачи документов на аттестацию, в образовательном учреждении по итогом освоения дополнительной профессиональной программы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, утвержденной образовательной организацией по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в объеме не менее 72 часов.

Порядком предусмотрено формирование аттестационной комиссии осуществляющейся из числа представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии (не менее двух членов комиссии), территориального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (не менее двух членов комиссии).

В состав аттестационной комиссии должно входить не менее 4 членов.

Кроме того, в целях проверки таких специалистов на знание норм и требований ветеринарного законодательства, регламентирующих оформление в электронном виде ветеринарных сопроводительных документов, и на наличие практических навыков, необходимых для работы с федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии, аттестационная комиссия организует тестирование.

В ходе проведения тестирования аттестуемому последовательно задаются вопросы на знание законодательства Российской Федерации и права Евразийского экономического союза в сфере оформления ветеринарных сопроводительных документов, а также предлагается по пять ответов на каждый из этих вопросов, из которых один или несколько являются верными. Тестируемым специалистом должны быть указаны предложенные ответы, являющиеся верными.

2.  «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов» (далее – мониторинг), которым будет определено, что:

- мониторинг включает в себя сбор, анализ и использование информации о ветеринарно-санитарном состоянии и эпизоотическом благополучии районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в том числе об очагах болезней, отнесенных к карантинным.

- целями мониторинга являются:

1) охрана здоровья граждан Российской Федерации и здоровья животных, в том числе водных, путем обеспечения исключения наличия небезопасных и запрещенных веществ в уловах ВБР и произведенной из них рыбной и иной продукции, предназначенной для употребления в пищу населению и в корм продуктивным животным;

2) своевременное обнаружение угроз, оценка и прогноз изменений состояния водных биологических ресурсов;

3) осуществление управления в области обеспечения продовольственной и пищевой безопасности;

4) организация осуществления мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции.

Проектом будут определены следующие разделы, отражающие:

а) регулярные наблюдения за эпизоотическим и ветеринарно-санитарным состоянием водных биологических ресурсов и продукции из них;

б) специальные наблюдения в соответствии с планом корректирующих мероприятий;

в) инвентаризация ветеринарных угроз и рисков, корректирующие меры;

г) оценка ветеринарно-санитарного и эпизоотического состояния регионов Российской Федерации (субъектов, водных бассейнов), районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

д) экспедиционные обследования;

е) результаты Мониторинга, подведение итога документа являются:

- реестр районов добычи (вылова) уловов ВБР, безопасных в ветеринарном отношении (ежегодно);

- реестр районов распространения возбудителей заразных заболеваний и ареалов обитания ВБР - источников небезопасных и запрещенных веществ в продукции из них (ежеквартально);

- прогноз состояния и развития процесса;

- проекты планов корректирующих мероприятий;

- обзор и публикация сведений о ветеринарной безопасности продукции из ВБР (ежегодно до 1 мая следующего года).

Россельхознадзором размещаются результаты государственного мониторинга в сети «Интернет».

3. Проектом постановления Правительства «Об утверждении порядка государственной регистрации кормовых добавок для животных» и о внесении изменений в пункт 5.6.1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», разработан в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере ветеринарии.

В настоящее время регистрация добавок осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденными приказом Минсельхоза России от 01.04.2005 № 48 (далее, соответственно – Правила, Приказ № 48).

Правила применяются только в отношении регистрации добавок в связи с тем, что вопросы регистрации лекарственных средств для ветеринарного применения урегулированы Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Необходимость отмены приказа № 48 обусловлена вынесенным в соответствии с пунктом 4(2) постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 представлением Минюста России об отмене или изменении Приказа № 48, а также заключением Минэкономразвития России об экспертизе Приказа № 48, по результатом которого Минэкономразвития пришло к выводу о наличии положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и необходимости внесения в Минюст России предложения о необходимости внесения изменений указанный приказ.

         Издание проекта постановления позволит устранить имеющееся затруднения в вопросах государственной регистрации добавок.

Проект прошел общественное обсуждение, будет доработан по замечаниям экспертов и направлен в Минэкономразвития России для оценки регулирующего воздействия и в установленном порядке будет внесен в Правительство Российской Федерации.

4. О Порядке создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии кратко остановлюсь

Проект постановления устанавливает Порядок создания, развития, модернизации и эксплуатации федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии.

Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии создается в целях:

а) обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров;

б) оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов;

в) оформления разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации подконтрольных товаров;

г) регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них;

д) обеспечения иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Создание ФГИС в области ветеринарии направлено на обеспечение решения таких задач, как:

а) сбор, обработка и хранение информации о предметах надзора (субъекты, объекты, процессы);

б) автоматизация процессов и труда сотрудников;

в) обеспечение автоматизированного анализа данных;

г) учет и контроль всех юридически значимых действий;

д) мониторинг основных отраслевых показателей и уведомление о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы;

е) обеспечение поддержки принятия решений;

ж) обеспечение автоматизированного планирования.

Проекты приказов Минсельхоза России:

1. Относительно Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов опасных болезней животных, которые утверждаются по отдельным видам болезней животных, Минсельхозом России 29.09.2015, утвержден График подготовки таких правил.

По изданию таких Правил графиком определены сроки их издания:

- до 15 декабря 2015 г. будут утверждены правила по африканской чуме свиней и блютангу;

- до 1 марта 2016 г. будут утверждены правила по сапу, бешенству, оспе овец и коз;

- до 1 апреля 2016 г. будут утверждены правила по ящуру, сибирской язве, бруцеллезу, туберкулезу и нодулярному дерматиту крупного рогатого скота;

- до 1 мая 2016 г. будут утверждены правила по болезни Ауэски, классической чуме свиней, африканской чуме лошадей, вирусному артерииту лошадей и случной болезни лошадей;

- до 1 июня 2016 г. будут утверждены правила по инфекционной анемии лошадей (ИНАН), репродуктивному респираторному синдрому свиней (РРСС), алеутской болезни норок, вирусной геморрагической болезни кроликов и листериозу.

Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, одновременно является перечнем для уполномоченных лиц органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов на любые подконтрольные товары. В этот перечень включена вся подконтрольная продукция, подлежащая сертификации в Российской Федерации.

Перечень подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации

- В указанный Перечень, возможно, не будет включена продукция непромышленного изготовления.

- На указанные в данном Перечне подконтрольные товары до 1.01.2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов не производится или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.

Перечень продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы.

За исключением продукции непромышленного изготовления.

На указанные в данном Перечне подконтрольные товары до 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов не производится, или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.

Проекты Ветеринарных правил по содержанию животных (КРС, свиней, пчел) подготовлены и находятся в разной степени отработки:

Ветеринарные правила содержания свиней в целях воспроизводства, выращивания, реализации, получения продуктов свиноводства проходят процедуру общественного обсуждения текста проекта. Правила предварительно согласовывались с федеральными органами исполнительной власти, общественными организациями и рядом госветслужб субъектов Российской Федерации.

Указанными правилами будут урегулированы вопросы содержания животных в ЛПХ и мелкотоварных фермах, а также крупных свиноводческих предприятиях.

Правила регионализации:

Минсельхозом России в соответствии с Законом «О ветеринарии» и решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе», а также с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения животных разработаны Ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации.

Правила устанавливают порядок регионализации территории Российской Федерации, в том числе перечень заразных болезней животных, по которым проводится данная регионализация, порядок и особенности содержания животных, перемещения по территории Российской Федерации подконтрольных товаров в соответствии с данной регионализацией, перечень и порядок проведения необходимых дополнительных противоэпизоотических мероприятий, порядок информирования физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления о мероприятиях по регионализации территории Российской Федерации, порядок составления, актуализации и опубликования данных и карты регионализации территории Российской Федерации.

Регионализация территории Российской Федерации - определение статуса по заразной болезни животных территории Российской Федерации или ее части, ограниченной естественными или искусственными преградами и (или) границами территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований либо их сочетанием. Проводится с учетом данных эпизоотического зонирования и с учетом зоосанитарного статуса.

Регионализация территории Российской Федерации проводится Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Правила прошли общественное обсуждение и процедуру ОРВ, дорабатываются совместно с Россельхознадзором, после согласительных процедур и будут утверждены Минсельхозом России и направлены на государственную регистрацию в Минюст России.

Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету будут отработаны к 20 июня 2016 г.

Данный срок принятия Правил связан с тем, что в ЕЭК разрабатывается и согласовывается проект Решения Евразийской экономической Комиссии «О согласованных подходах к учету идентификации и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения» и на основании принятого международного документа национальным законодательством будут приняты национальные Правила.

Также подготовлен проект приказа Минсельхоза России о Порядке назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции), а также по правилам назначения ветеринарно-санитарной экспертизы.

Вместе с тем, в 2015 году Минсельхозом России изданы и зарегистрированы в Минюсте России приказы:

«Об утверждении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения» (от 15 апреля 2015 г. № 145);

«О внесении изменений в форму регистрационного удостоверения лекарственного препарата для ветеринарного применения, утвержденную приказом Минсельхоза России от 18 мая 2011 г. № 129» (от 5 августа 2015 г № 341).

Необходимо отметить, что 14 сентября 2015 г. направлен на государственную регистрацию в Минюст России изданный Минсельхозом России приказ от 8 сентября 2015 г. № 404 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных средств для ветеринарного применения».

Кроме того, Минсельхозом России в целях реализации отдельных положений Федерльного закона от 22 декабря 2014 г.    № 429-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения лекарственных средств для ветеринарного применения», предусматривающий наделение Минсельхоза России новыми полномочиями в части обращения ветеринарных препаратов. Этот проект постановления одобрен Правительством к принятию на заседании состоявшемся 9 сентября 2015 г.

В соответствии с указанным проектом постановления Минсельхозом России будут разработаны и изданы 10 ведомственных актов, что позволит повысить качество и безопасность ветеринарных препаратов, находящихся в обращении на территории страны.

СПРАВОЧНО:

- правила надлежащей дистрибьюторской практики лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

- правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

- правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

- порядок выдачи и форма документа, который подтверждает, что производство лекарственного препарата для ветеринарного применения осуществлено в соответствии с требованиями правил надлежащей производственной практики;

- перечень наименований лекарственных форм лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

- требования к инструкции по ветеринарному применению лекарственных препаратов;

- установление порядка формирования регистрационного досье на лекарственный препарат для ветеринарного применения и требований к документам в его составе;

- порядок представления сообщений субъектами обращения лекарственных средств для ветеринарного применения о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов для ветеринарного применения, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов для ветеринарного применения, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью животного при применении лекарственных препаратов для ветеринарного применения и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения в Российской Федерации и других государствах;

- порядок осуществления держателями или владельцами регистрационных удостоверений лекарственных препаратов для ветеринарного применения, юридическими лицами, на имя которых выданы разрешения на проведение клинических исследований в Российской Федерации, либо уполномоченными ими другими юридическими лицами в рамках обеспечения безопасности лекарственных препаратов приема, учета, обработки, анализа и хранения поступающих в их адрес от субъектов обращения лекарственных средств для ветеринарного применения и органов государственной власти сообщений о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных и непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов для ветеринарного применения, об особенностях их взаимодействия с другими лекарственными препаратами для ветеринарного применения, индивидуальной непереносимости, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью животного или влияющих на изменение отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

- порядок ввоза лекарственных средств для ветеринарного применения в Российскую Федерацию и вывоза лекарственных средств для ветеринарного применения из Российской Федерации.

2569 просмотров
Нужно авторизоваться
Все комментарии:
1 комментарий
Центральный совет ветеранов Тыла ВС (МТО) выражает благодарность начальнику отдела организации ветеринарного дела Департамента ветеринарии Минсельхоза России БОЕВУ Юрию Геннадьевичу за подробную и полноценную информацию по вопросам правового регулирования в области ветеринарии на данном этапе и в перспективе. Данная информация затрагивает все стороны деятельности, в том числе военной ветеринарии. С уважением, заместитель председателя Центрального совета генерал-майор ветеринарной службы запаса Виталий Ветров

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика