Ученые о Приказе № 589: «Такое решение профессионально безграмотно и граничит с преступностью»

Рубрика:
Публикации ученых
Ученые о Приказе № 589: «Такое решение профессионально безграмотно и граничит с преступностью»

Эффективность ветеринарной деятельности во многом определяется наличием хорошо подготовленной нормативно-правовой базы. И наоборот, любой плохо подготовленный документ может повлечь крайне нежелательные последствия. На наш взгляд, к таким документам можно отнести приказ Минсельхоза России № 589 от 27.12.2016 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях».

Эксперты Ассоциации «Ветбезопасность» аргументированно и объективно представили доводы о несостоятельности этого приказа и невозможности его выполнения (в частности, еще не введена в эксплуатацию Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии и многое другое). В ряде субъектов Российской Федерации руководители ветслужб уже приняли решение оформлять ветеринарные документы по ранее установленному порядку, подвергаясь риску быть наказанными за невыполнение приказа.

В сложившейся эпизоотической обстановке по африканской чуме свиней, которая регистрируется практически во всех субъектах европейской части России, при широком распространении заболевания животных нодулярным дерматитом, регистрации бешенства почти в 90% субъектов страны важным фактором предупреждения распространения этих болезней является контроль над передвижением животных.

Однако рассматриваемый приказ допускает перемещение владельцами животных и товаров животного происхождения без ветеринарного осмотра и ветеринарных сопроводительных документов, что, безусловно, будет способствовать распространению этих болезней и угрозе заболевания людей бешенством. Такое решение профессионально безграмотно и граничит с преступностью. Мы полностью поддерживаем мнение специалистов Ассоциации «Ветбезопасность». Целесообразно этот приказ отозвать, доработать, привести в соответствие с действующим законодательством, учитывая при этом техническую готовность регионов.

К сожалению, это не первый документ такого «качества».

Заслуживает упоминания приказ Минсельхоза России № 258 от 23.07.2010, утвердивший Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства. Эти «Правила» разработаны для обеспечения благоприятного зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств различных типов и предотвращения распространения заразных болезней животных на территории страны. Задача благородная, но при внимательном изучении становится понятно, что в документе желаемое выдается за действительное.

«Правилами», в зависимости от состояния выполнения ветеринарно-санитарных требований по охране хозяйств от заноса болезней, установлено деление хозяйств и подразделений, связанных с переработкой свинины, на категории четырех уровней (компартменты 1, 2, 3, 4). Следует отметить, что трудно определить критерий для разделения хозяйств на четыре категории, и во многих случаях такое деление носит субъективный характер.

Для каждой категории установлены определенные ограничения их деятельности:
– из хозяйств низшей категории в высшую запрещается перемещение свиней, технических средств, передвижение обслуживающего персонала;
– убой свиней, переработка и хранение осуществляются только на предприятиях соответствующего компартмента.

Эти ограничения не являются обременительными для владельцев хозяйств и предприятий, так как все хозяйства, независимо от уровня компартмента, выращивают свиней, убивают, перерабатывают и свободно, без всяких ограничений реализуют на потребительском рынке.

Спрашивается, зачем владельцам тратить деньги на зоосанитарное обустройство хозяйств, если без этого можно получать прибыль, а в случае заноса инфекции и уничтожения поголовья получить от государства компенсацию?

Считаем, что компартментализация хозяйств – это способ узаконить беззаконие, так как в этом случае владельцы хозяйств и предприятий первого, второго и третьего уровней не являются нарушителями ветеринарного законодательства, а ветеринарные специалисты не могут привлечь их к ответственности, поскольку они согласились на этот уровень защиты хозяйств. 

В то же время нахождение на одной территории хозяйств с различным уровнем защиты является благодатной почвой для заноса и распространения инфекционных болезней. Не менее серьезное беспокойство вызывает пункт 5 указанных Правил, в котором решение о введении ограничительных мероприятий (карантина) предлагается принимать с учетом зоосанитарного статуса хозяйств (компартмента). Как выполнять мероприятия по ликвидации очага инфекции с учетом статуса хозяйств – в мировой практике неизвестно. 

Термин «компартмент», предусматривающий различные уровни защиты, применим к линиям электропередачи, трансформаторным будкам, домам, строящимся в сейсмической зоне, и т. д. А для животноводческих ферм и предприятий существует только один уровень защиты – полное выполнение ветеринарно-санитарных правил. Других вариантов не может быть. Этот термин – словоблудие в области ветеринарии, создает благоприятный фон для невыполнения ветеринарных правил по защите хозяйств от заноса инфекционных болезней.

Серьезное влияние на деятельность ветеринарной службы оказало внесение в закон «О ветеринарии» дополнений от 13.07.2015 № 243-ФЗ, согласно которым оформление ветеринарных сопроводительных документов разрешено уполномоченным лицам организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров или участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальным предпринимателям, являющимся производителями подконтрольных товаров или участниками их оборота, то есть лицам, не имеющим ветеринарного образования.

Минсельхоз России приказом № 646 от 15.12.2015 утвердил перечень продукции животного происхождения, на которую эти категории лиц могут оформлять ветеринарные документы. Данный перечень продукции практически совпал с перечнем продукции, на которую ветеринарные документы оформляют специалисты государственной ветеринарной службы.

Трудно представить, как индивидуальный предприниматель или участник оборота подконтрольных грузов будет подтверждать благополучие местности выхода продукции, сроки и методы диагностических исследований убойных животных для исключения инфекционных болезней и т. д. В этих условиях сохраняется вероятность заполнения ветеринарных документов недостоверными сведениями, которые сложно проверить. Следует отметить, что эти лица, оформляющие документы, не несут никакой юридической ответственности.

Во всех цивилизованных странах право оформления ветеринарных документов на животноводческую продукцию для населения предоставлено только лицам, имеющим ветеринарное образование. Нельзя представить, чтобы водитель Скорой помощи выдавал заключение за лечащего врача, охранник в школе – за педагога и т. д. А почему в ветеринарии можно выдавать ветеринарные документы рубщику мяса или перекупщику этих продуктов?

На наш взгляд, эти правила преследуют копеечный интерес предпринимателей в ущерб здоровью населения и противоэпизоотическим мероприятиям. Более того, разрешение на выдачу ветеринарных документов лицам, не имеющим ветеринарного образования, дискредитируют звание ветеринарного врача и престиж крайне необходимой для страны профессии. Совет Федерации установил «испытательный срок» для этих поправок и, надеемся, что после его окончания они будут отменены.

Таким образом, разработанные и утвержденные за последние годы законы и иные нормативные правовые акты в области ветеринарии оказывают негативное влияние и ослабляют роль ветеринарной службы в осуществлении противоэпизоотических мероприятий. В результате в России ежегодно расширяется распространение особо опасных болезней, наносящих миллионные убытки животноводству.

Трудно объяснить, кому это выгодно, но нам очевидно, что это результат низкого профессионального руководства ветеринарной службой страны. К сожалению, в России на протяжении последних лет нет руководителя ветеринарной службы – Главного государственного ветеринарного инспектора, персонально отвечающего за состояние ветеринарного обслуживания в стране.

Выходом из создавшейся ситуации является создание в центральном аппарате Минсельхоза России единого органа управления ветеринарной службой, укомплектованного профессиональными специалистами, имеющими опыт административной и производственной работы.

Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации, доктор ветеринарных наук, член-корреспондент РАН В.М. Авилов

 Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации, доктор ветеринарных наук, профессор С.И. Джупина

5667 просмотров
Нужно авторизоваться
Все комментарии:
4 комментария
Должна быть персональная ответственность, а не «копеечный интерес» Прежде чем перейти к обсуждению Приказа Минсельхоза России № 589, о котором учёные В. М. Авилов и С. И. Джупина в открытом письме без обиняков написали, что такое «решение профессионально безграмотно и граничит с преступностью», я бы хотел в двух словах напомнить, что тему реформирования ветеринарной службы они уже подни-мали в июле прошлого года в статье «От добра добра не ищут, или Что дала реформа ве-теринарной службы» в рамках интернет портала «Ветеринария.рф». Эту публикацию подписали В. М. Авилов, Заслуженный ветврач РФ, лауреат премии Совета Министров СССР, доктор ветеринарных наук, член-корреспондент Российской академии наук. Руко-водитель Департамента ветеринарии – Главный государственный ветеринарный инспек-тор РФ 1994–2000 гг., А.Д. Третьяков, Заслуженный ветврач РФ, кандидат ветеринар-ных наук, лауреат Государственных премий СССР и РФ. Руководитель Главного управления ветеринарии – Главный государственный ветеринарный инспектор СССР 1966–1989 гг. и С.И. Джупина, Заслуженный ветврач РФ, доктор ветеринарных наук, руководитель ветеринарной службы Новосибирской области 1960–1970 гг. Директор ИЭВС и ДВ 1980–1996 гг., профессор кафедры ветеринарной патологии РУДН 1996–2011 гг. К великому сожалению в конце прошлого года Федеральная служба по ветеринарно-му и фитосанитарному надзору с прискорбием сообщила, что на 87 году жизни скончался Александр Дмитриевич Третьяков – признанный авторитет в области ветеринарии не только в нашей стране, но и за рубежом, кандидат ветеринарных наук заслуженный вете-ринарный врач РФ, лауреат Государственных премий СССР и РФ. С 1967 года Александр Дмитриевич являлся вице-президентом Всемирной ветеринарной ассоциации (ВВА), по-стоянным представителем СССР в Международном эпизоотическом бюро (МЭБ), членом его административной комиссии, вице-президентом региональной комиссии МЭБ для стран Азии, Дальнего Востока, Океании, членом Постоянного комитета по ветеринарии стран-членов СЭВ. С этим замечательным человеком, коллегой я был лично знаком, и го-ворю об этом не только с понятным прискорбием, но и с гордостью. На мой взгляд, публикация статьи «От добра добра не ищут…» здорово всколыхнула застоявшееся болото нашей многострадальной ветеринарной службы. Цифра просмотров данной публикации в интернете – почти 3000, красноречиво свидетельствует о большой заинтересованности прежде всего компетентных людей в этой отрасли, ибо вряд ли наш сугубо профессиональный разговор, несмотря на его высочайшую актуальность, может привлечь праздное любопытство. В своём комментарии к статье «От добра добра не ищут…» я изложил мнение по проблемам, которые испытывает ветеринарная служба в связи с её реформированием, не только на основе своего практического опыта, но исходя и из сегодняшних наблюдений. И сегодняшняя публикация о приказе, судя даже по цифре просмотра в интернете, несомненно, находится в фокусе широкой ветеринарной общественности. И это всем по-нятно, потому что затрагивается самый животрепещущий вопрос, что от эпизоотического благополучия животных напрямую зависит здоровье населения. Нынешнее письмо учёных о злополучном приказе №589, который внёс, мягко говоря, ещё больше недоразумений, надо считать прямым продолжением разговора не просто о проблемах ветбезопасности в стране, но и о вопиющей в этой связи масштабной ситуации. Учёные в настоящем письме, к примеру, бьют тревогу, что «в сложившейся эпизооти-ческой обстановке по африканской чуме свиней, которая регистрируется практически во всех субъектах европейской части России, при широком распространении заболевания животных нодулярным дерматитом, регистрации бешенства почти в 90% субъектов стра-ны важным фактором предупреждения распространения этих болезней является контроль над передвижением животных». Да, четыре уровня защиты («компартмент», т.е. то, что учёные назвали словоблудием) надуманной во времена незабвенной Елены Скрынник, отдыхающей ныне от трудов далеко неправедных в собственной вилле где-то на Лазурном берегу, более десятка лет не могли остановить африканскую чуму свиней (АЧС). Не могли, потому что, они не явля-ются преградой, если иметь ввиду, действительно, суть живой хоть домашней, хоть дикой живности. Разве могут какие-то заборы остановить, скажем, грызунов? И всё же мне непонятно почему верхи так и не смогли, скажем, также как в Португа-лии или в Испании, привлечь к решению этой проблемы учёных и попытаться выдать вакцину против АЧС. Что касается перемещения животных, как практик, скажу: даже в пределах одного хо-зяйства, - это всегда делалось в присутствии ветврача хозяйства или района. Учитывалась возрастная категория, эпизоотическое благополучие гурта и отары, и то, где они будут помещены и какому штату вести за ними уход и содержание. А если это формировался целый комплекс, вместимостью до десятка тысяч животных, то здесь обязательно принимала участие уже группа специалистов: ветврач данного комплекса, района и краевого уровня с целью создания единого эпизоотического благополучия этого объекта. Нодулярный дерматит крупного рогатого скота – это новая болячка, о которой в нашей стране раньше и понятия не имели. В республиках Северного Кавказа, как обычно, весной отправляют на горные выпаса скот, но вот однажды по возврату с пастбищ сразу в трёх республиках обнаружили у животных эту болезнь. А потом она перекинулась и за их пределы. Сегодня, по сообщениям СМИ, дерматит охватил все республики Северного Кавказа, проявился и в Краснодарском, Ставропольском краях, в Ростовской, Волгоградской областях, в Калмыкии. Сейчас набирает силу птичий грипп, который охватил Южный и Северо-Кавказский округ, Астрахань, Калмыкию, где отключают инкубаторы и уничтожают сотни тысяч яиц. Вы только вдумайтесь: ведь это вирусы, которые переносятся ветром, птицей, кровососущими и по весне могут добраться и до Москвы. Карантин на нодулярный дерматит во многих местах наложили с большим опоздани-ем, а кое-где не сделали и этого, ссылаясь на то, что, как в указанной статье, учёные назвали «копеечным интересом». Ситуация усугубилась, как из-за отсутствия средств у держателей скота, так и вследствие не чётко разработанных инструкций и других подоб-ных причин, порождённых нынешним состоянием ветеринарной службы; верхи знали о нарастании эпизоотии дерматита в Закавказье, но не работали на опережение и, судя по обсуждаемому приказу, надлежащие выводы и сегодня из этого не сделаны. А всё, из-за отсутствия единства, как справедливо отмечено и в одном из комментариев к письму учё-ных, что «выходом из создавшейся ситуации является создание в центральном аппарате Минсельхоза России единого органа управления ветеринарной службой», обратившись «к прошлому опыту ветеринарного дела страны». Между прочим, и в первой публикации учёных было сказано о том, что все беды у нас пошли, прежде всего, оттого, что «впервые в России был нарушен принцип единоначалия и вертикали управления Государственной ветеринарной службой». Словом, единства в этой отрасли сейчас нет. Верхи по заявкам регионов обязаны обеспечить их биопрепаратами, исключая «копеечный интерес» в масштабах государства, что даст гарантию для создания эпизоотического благополучия в животноводстве. Вот тогда уже можно найти «крайних», если кто-то допустил нарушение правил, о чём и говорят учёные: есть лишь «один уровень защиты – полное выполнение ветеринарно-санитарных правил. Других вариантов не может быть». Только нужен не просто чиновник, который лишь подмахивает документ, а Главный государственный ветеринарный инспектор, действительно, в единой службе, персонально отвечающий за состояние ветеринарного обслуживания в стране. Я это говорю не из ностальгических соображений, а исходя из выверенной практики. Между прочим, моё удостоверение - Главного государственного ветеринарного инспектора Ставропольского края - подписывал, уважаемый Александр Дмитриевич Третьяков. Ф. К. Базалей
В точку
Дорогие коллеги! Уважаемый Вячеслав Михайлович! Вы умудренный опытом руководитель ветеринарии страны правильно подсказываете нам и нынешнему руководству оптимальный и необходимый путь, что выходом из создавшейся ситуации является создание в центральном аппарате Минсельхоза России единого органа управления ветеринарной службой, укомплектованного профессиональными специалистами, имеющими опыт административной и производственной работы. Не нужно было в течении трех десятилетий изобретать "велосипеды", а просто вернуться к прошлому опыту ветеринарного дела страны. Последние законы и иные нормативные правовые акты в области ветеринарии на практике оказывают негативное влияние и ослабляют роль ветеринарной службы в осуществлении противоэпизоотических мероприятий. Руководству всех степеней, нужно четко усвоить: что эпизоотическое благополучие и ветеринарное - санитарное состояние регионов, есть неотъемлемый и составляющий элемент национальной безопасности любого государства, в том числе Российской Федерацией. В результате разграничения конкретных зон ответственности в сфере полномочий по контрольно-надзорным функциям между государственной ветеринарной службой и органами Россельхознадзора ведутся междоусобные, необъявленные территориальные войны. Лично убедился в этом и познал всю картину изнутри, на примере территориального управления Россельхознадзора по. г. Москва и Московской области, еще в 2007г. Внушительная структура, численностью до 100 тысяч специалистов во всех 83 субъектах Российской Федерации (2005г.) созданная и ориентированная на работу по взаимодействию с Всемирной торговой организацией и другими подобными экономическими «союзами», откровенно говоря, имеет существенные недостатки. И как показывает время, и практика в России ежегодно расширяется распространение особо опасных болезней, наносящих миллионные убытки животноводству. Как верно Вы отметили, что это результат низкого профессионального руководства ветеринарной службой страны. К сожалению, в России на протяжении последних лет нет руководителя ветеринарной службы – Главного государственного ветеринарного инспектора, персонально отвечающего за состояние ветеринарного обслуживания в стране. Во время организационно-штатных мероприятий по оптимизации контрольных и надзорных функций в экономических отраслях, необходимо отдать приоритет всему ветеринарному блоку и выстроить вертикаль и горизонталь ветеринарной службы в стране, как на местах в субъектах, так и в Центре. А некоторым руководителям и исполнителям также, на досуге почитать очень умную книгу, которая называется «Ветеринарный Устав» 1968 г с уважением, Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации, генерал-майор ветеринарной службы запаса Виталий Ветров.
Наконец-то уважаемые люди сказали некую правду. Хотелось бы так же отметить некую несправедливость к ветеринарным врачам, которые работают на производстве. Все мы заканчивали одни и те же ВУЗы и получили похожее образование, думаю, что написать ветеринарное свидетельство могли бы и врачи производств, не являющиеся государственными ветеринарными врачами. Уверен, что персональная ответственность заставит многих, а может и всех, работать на совесть. Проводить аттестацию и обучение данных специалистов не Россельхознадзору, а комиссии, в которую бы входили специалисты ветеринарных институтов. Поменять сферу ответственности, а именно, допустить проверку производителей субъектовой госветслужбе, а Россельхознадзору осуществлять проверку только данных служб. На данный момент получается, что все проверяют одних и тех же производителей, никаких результатов, кроме понятных всем вещей.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика