Ветеринарная реформа с продолжением в дискуссиях, лицах и переписке с министром

Рубрика:
Публикации ученых
Ветеринарная реформа с продолжением в дискуссиях, лицах и переписке с министром

Результаты реформирования ветеринарной службы можно оценить только по прошествии времени. Мнения на этот счет могут быть полярно противоположными, но автор любой точки зрения вправе быть услышанным. Валерий Душкин, профессор, заслуженный ветеринарный врач РФ, Главный государственный инспектор Нижегородской области с 1986 по 2005 годы, предлагает вспомнить предысторию принятия решений и действующих лиц, которые, возможно, оказали влияние на характер преобразований в сфере ветеринарии, начавшихся почти полтора десятка лет назад. Мы продолжаем обсуждение темы преобразований в отрасли, поднятой в статье «От добра добра не ищут, или Что дала реформа ветеринарной службы», и приглашаем читателей портала поделиться своим мнением.

Четыре дня дискуссий в Нижнем Новгороде

Без малого полтора десятка лет назад, когда в нашей стране набирали обороты федеральные реформы в сфере ветеринарии, в Нижнем Новгороде на базе Волго-Вятской академии госслужбы Российской академии государственной службы при Президенте РФ проводился Всероссийский семинар-совещание на тему: «Состояние и перспективы ветеринарного обслуживания». Ветеринарная служба России была на распутье и в раздумье о том, как действовать дальше.

За 14 лет много воды утекло, произошли коренные изменения в организации ветеринарной службы России. Сменили место работы все присутствовавшие на совещании представители Министерства сельского хозяйства РФ. Не занимают прежних должностей практически все из выступивших тогда руководителей ветеринарных служб субъектов Российской Федерации. Однако сегодня не лишним будет вспомнить, о чем шла речь тогда, в 2002-м.


В совещании, собравшем почти 400 участников, принимали участие руководители департамента ветеринарии Минсельхоза РФ, ветеринарной службы Минобороны, Министерства внутренних дел и Федеральной пограничной службы, учебных и научных учреждений, начальники управлений ветеринарии и ветеринарные специалисты из 81 субъекта Российской Федерации. В частности, на мероприятие прибыли такие руководители и ученые, как Магомет Акбаев, Михаил Гулюкин, Александр Панин, Павел Рахманин, Сергей Середа, Василий Сочнев.

Предприятия биологической промышленности, ветеринарного снабжения, например, корпорация «Знак», а также полтора десятка компаний и фирм, в том числе «Вик», «Нарвак», КРКА, «Провет», «Мосагроген», «Вирион», развернули выставку ветеринарных препаратов.

Правительство Нижегородской области издало распоряжение о подготовке и проведении Всероссийского совещания-семинара ветеринарных специалистов с 17 по 20 июня 2002 года, утвердило ответственных лиц. В рамках подготовки к форуму журналисты газеты «Земля нижегородская» выпустили книгу «Профессия? Ветеринар! Вчера, сегодня, завтра ветеринарной службы Нижегородчины». Авторы издания – Владимир Соболев, Елена Беляева, Александр Синицин. В предисловии к книге руководитель Нижегородской общественной организации ветеринарных специалистов, начальник госветуправления Б-Болдинского района, заслуженный ветеринарный врач РФ Иван Петрушков написал: «Мы, ветеринары, заняты очень важным и нужным делом: стоим на страже продовольственной безопасности, здоровья человечества. Об этом должны знать люди».

"Ветеринары на страже продовольственной безопасности, здоровья человечества. Об этом должны знать люди"

В приветствии к участникам совещания губернатор Нижегородской области в 2002 году Геннадий Ходырев отметил, что подобные съезды проходят не часто, их цель – не только подвести итоги работы, но и определить стратегию, цели, задачи ветеринарной службы. С одной стороны, они остаются неизменными, с другой, – постоянно корректируются, чтобы лучше, полнее соответствовать реалиям сегодняшнего дня.

Депутат Государственной Думы Николай Костерин подчеркнул весомый вклад ветеринарных специалистов в подъем российского села: «В вашей компетенции не только качество продукции животноводства, но и корма, условия содержания животных, сохранность и продуктивность стада».

Вице-губернатор Нижегородской области Юрий Сентюрин четко заявил о необходимости сохранения единства ветеринарной службы. Он отметил роль ветеринаров в обеспечении качественным сырьем предприятий переработки и выпуска качественных продуктов питания.

Министр агропромышленного комплекса Нижегородской области Борис Сметов высказал мнение, что государственный ветеринарный контроль имеет большое значение для соблюдения ветеринарно-санитарных правил, однако не должен играть главенствующую роль в работе государственной ветеринарной службы. «Поэтому мы должны вместе решать вопрос о системе ветеринарной службы на федеральном уровне, в субъекте Российской Федерации, сельском районе, на агропромышленных предприятиях и в фермерских хозяйствах», – обратился министр к участникам совещания.

На совещании выступили представители Министерства сельского хозяйства. Руководитель департамента ветеринарии Минсельхоза РФ Михаил Кравчук начал выступление словами: «Ветеринария, имеющая в России многовековую историю, в настоящее время переживает нелегкий период». В 2942 учреждениях государственной ветеринарной сети занято 109 тыс. работающих. С 2002 года финансирование госветслужбы осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а в 2003 году предполагается финансировать государственную сеть в регионах полностью за счет средств областей и республик. Поэтому не следует ждать принятия Правительством РФ нормативных документов, а надо выходить в администрации регионов с предложениями по финансированию государственной ветеринарной службы

"Предполагается финансировать государственную ветеринарную сеть в регионах полностью за счет средств областей и республик"

В последние годы, по словам докладчика, одним из приоритетных направлений в сфере ветеринарии является разработка проекта федерального закона о внесении дополнений и изменений в ФЗ «О Ветеринарии». В настоящее время ветеринарная служба руководствуется в своей деятельности более чем 150 ведомственными нормативными документами, положениями, правилами и инструкциями. Однако, по состоянию июнь 2002-го, только четыре документа из полутора сотен прошли регистрацию в Минюсте России.

Руководство Минсельхоза России стало уделять особое внимание работе государственной ветеринарной службы страны в плане стратегических задач продовольственной безопасности. С учетом возрастающего значения ветеринарного надзора необходимо укреплять структуру, обновлять материально-техническую базу, повышать бюджетную поддержку и регулировать финансовые вопросы на федеральном и региональном уровне.

    "Необходимо укреплять структуру, обновлять материально-техническую базу, повышать бюджетную поддержку ветеринарного надзора"  

В выступлении заместителя руководителя управления департамента госсобственности Минсельхоза РФ Александра Ступаченко шла речь об организации и управлении ветеринарной службой.Разработанная концепция перестройки системы управления службой включает в себя несколько направлений.

Во-первых, в рамках субъекта России рекомендуется создание региональных государственных ветеринарных учреждений как хозяйствующих субъектов. Во-вторых, федеральные государственные ветеринарные учреждения в регионах желательно ликвидировать, за исключением некоторых федеральных учреждений, которые на первом этапе будут являться филиалами зональных управлений на государственной границе и транспорте без прав юридического лица. Одновременно данные федеральные учреждения будут контролировать использование средств, выделенных региону на проведение федеральных программ по ветеринарии.

"Федеральные государственные ветеринарные учреждения в регионах желательно ликвидировать"

Заместитель руководителя департамента ветеринарии Минсельхоза РФ Евгений Непоклонов сделал акцент на том, что немедленного решения требуют вопросы структуры и финансирования. К федеральным органам исполнительской власти и учреждениям ветеринарии, науки относятся департамент ветеринарии Минсельхоза РФ и учреждения непосредственного подчинения. Дополнительно предлагается создать в субъектах РФ отделы контроля при зональных управлениях на государственной границе и транспорте, в Москве – центральное зональное управление, которое обеспечит управление созданными в регионах отделами контроля.

Руководители данных отделов (филиалов) будут являться в субъекте РФ представителями федеральной службы. Они получат право решать те или иные вопросы, будут отслеживать, насколько в субъекте РФ исполняются положения договоров между федеральными и региональными ветеринарными структурами. Руководителей отдела контроля не надо воспринимать как людей, которые стоят над руководителями ветеринарных служб субъектов РФ. В каждом субъекте РФ должен быть один руководитель по ветеринарной части – Главный государственный ветеринарный инспектор субъекта РФ. 

"В каждом регионе должен быть один руководитель по ветеринарной части – Главный государственный ветеринарный инспектор субъекта РФ"

В субъектах Российской Федерации рекомендуется следующая структура ветеринарной службы. В системе исполнительной власти региона создается управление ветеринарии и подведомственные ему учреждения. Финансирование осуществляется за счет регионального бюджета. На базе такой вертикальной структуры ветеринарной службы возможно положительное решение практически всех вопросов в сфере ветеринарии.

Заместитель руководителя департамента ветеринарии Минсельхоза РФ Василий Селиверстов подробно остановился на обеспечении регионов вакцинами и диагностическими средствами по линии федерального бюджета. Он отметил, что необходимо строго выполнять соглашение между Минсельхозом и управлениями ветеринарии на местах «О распределении полученных ветеринарных препаратов по учреждениям внутри субъекта РФ».

Начальник отдела инфекционных болезней животных и организации противоэпизоотических мероприятий департамента ветеринарии Минсельхоза РФ Николай Яременко рассказал об эпизоотической ситуации в мире, в России, о принимаемых мерах по профилактике и ликвидации заболеваний.

Ящур. В 2001 году неблагополучными по этой болезни были 54 страны. Профилактическая иммунизация животных против ящура в Российской Федерации осуществляется в зонах очень высокой и высокой степени развития заболевания. К ним относятся территории Северного Кавказа, юга Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, а также Московской и Владимирской областей. Система борьбы с ящуром, применяемая в России, сочетает профилактическую вакцинацию в зонах повышенного риска с кольцевой вакцинацией вокруг возникших очагов и убоем скота в этих очагах. Такая система в 108 раз экономичнее метода, применяемого в европейских странах.

Классическая чума свиней. В 2001 году болезнь подтверждена в 31 стране. На территории России принята система поголовной вакцинации свиней против этого заболевания. Чума возникает в хозяйствах, где нарушаются сроки вакцинации и ревакцинации молодняка.

Бруцеллез. Система мер борьбы с бруцеллезом крупного рогатого скота в сочетании с применением вакцин предотвратила распространение болезни. Значительно снизилось количество неблагополучных пунктов, полностью оздоровлен ряд регионов страны и уменьшилось число случаев заболевания бруцеллезом людей. На начало 2002 года бруцеллезом болело более 6 тыс. голов скота на территории 15 субъектов России.

Положительные результаты получены в ходе борьбы против туберкулеза крупного рогатого скота, сибирской язвы и других болезней животных.

Принятие новых законодательных актов и реструктуризация государственных служб требуют новых подходов к финансированию мероприятий за счет федерального бюджета. Департамент ветеринарии прорабатывает проекты программ по борьбе с туберкулезом животных, лейкозом, ящуром, другими болезнями. В программах будут поставлены федеральные и региональные задачи. Поэтому финансирование должно осуществляться за счет двух источников: федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации.

"Финансирование должно осуществляться за счет двух источников: федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации"

Генеральный директор Росзооветснаба Александр Сморугов охарактеризовал обстановку по ветеринарному снабжению как сложную. Он отметил, что в стране хаотический рынок ветеринарных товаров. Совещание в Нижнем Новгороде показало, что ветеринария жива, потенциал её огромен, и, несмотря на все сложности, представители отрасли успешно выполняют свои функции и ставят перед собой новые задачи.

"Ветеринария жива, потенциал её огромен"

От научного сообщества выступил директор ветеринарного института Нечерноземной зоны РФ Павел Сисягин. Он рассказал о научных разработках и посетовал, что институты не получают ни копейки ни по каким статьям расходов, за исключением мизерной заработной платы.Институт работает в непосредственном контакте с практической ветеринарией районов Нечерноземья. Ученые находят поддержку и понимание в регионах, особенно в Нижегородской области. И это помогает выживать, сохраняя высокий технический потенциал.

Слово берут регионы

Тема семинара и интонация разговора не могли оставить равнодушными руководителей региональных ветеринарных служб. С предложениями, комментариями и мнениями с трибуны совещания выступили почти полтора десятка представителей ветеринарных служб субъектов Российской Федерации.


Председатель комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области Валерий Душкин отметил, что правительство и Законодательное собрание области приняли постановление «О ветеринарном деле в Нижегородской области». Документом регламентируется ветеринарная деятельность, устанавливается доплата за стаж работы ветеринарным специалистам, обслуживающим сельское хозяйство. Принято решение о праздновании Дня ветеринарного работника Нижегородской области. Проходят испытания лазерного аппарата «СТП», организован выпуск регионального журнала «Нижегородский ветеринарный вестник». В области создан компьютерный ветеринарный центр.

Распоряжением правительства области создан координационный совет по реформированию ветеринарной службы, в состав которого вошли министры и руководители органов исполнительной власти. Заместитель председателя комитета государственного ветеринарного надзора Марина Богомолова и группа специалистов подготовили документы по созданию государственных ветеринарных учреждений Нижегородской области, уставы. Разработан проект положения по оплате труда работников государственных учреждений ветеринарии.


Подготовлены документы, определяющие порядок возмещения расходов по оплате жилья, отопления, освещения не только для сельских ветеринаров, но и для работающих и проживающих в рабочих поселках и городах районного значения. Для этой категории специалистов льготы не были предусмотрены федеральным законодательством.

Одной из важных проблем, требующих решения, является повышение социального статуса ветеринарных специалистов и оценка их труда на государственном уровне.

"Нужно повысить социальный статус ветеринарных специалистов на государственном уровне"

Начальник управления ветеринарии Томской области Валерий Табакаев сообщил о том, что в регионе ищут возможность сохранения не только государственной, но и производственной ветеринарных служб. По его мнению, нет необходимости создавать дополнительную федеральную структуру для контроля ветеринарной службы в субъектах Российской Федерации. Достаточно организовать в федеральном округе нормативно-аттестационный центр, в функции которого будут входить отслеживание ветеринарного законодательства, нормативно-правовых актов, разработка проектов методических, технических и других нормативных документов, аттестация рабочих мест и профессиональных знаний должностных лиц государственной ветеринарной службы. Развернутая в области компьютерная сеть противоэпизоотического мониторинга позволяет контролировать проведение ветеринарных мероприятий.

"В регионе ищут возможность сохранения не только государственной, но и производственной ветеринарных служб"

Начальник управления ветеринарии администрации Новосибирской области Мухаммед Амироков отметил, что структура государственной ветеринарной службы в регионе позволяет успешно выполнять программу ветеринарного обеспечения животноводства и охраны населения от болезней. В связи с предлагаемым реформированием службы необходимо разграничить функции между департаментом ветеринарии Минсельхоза РФ и управлениями ветеринарии регионов России. Нужно повысить статус главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации. Выступающий предложил для обсуждения проект соглашения между Правительством РФ и администрацией субъекта РФ по обеспечению деятельности государственной ветеринарной службы.

"Нужно повысить статус главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации"

Начальник управления ветеринарии администрации Волгоградской области Николай Филиппов предложил проработать вопрос передачи финансирования службы в субъекты РФ, сообщив, что «в области бюджет на 2003 год уже сверстан, а там нас нет». Кроме того, он поднял тему обеспечения регионов биопрепаратами, отметил, что по особо опасным болезням приходится работать буквально «с колес», поставка препаратов осуществляется только после напоминаний.

"Поставка биопрепаратов осуществляется только после напоминаний"

Опытом работы поделился руководитель отдела ветеринарии Минсельхоза Ставропольского края Виктор Парахин. Служба занимается издательской деятельностью, формирует гостиничное хозяйство, строит ветеринарные учреждения, покупает автомобильный транспорт. Это позволяет зарабатывать в год более 50 млн рублей. По мнению докладчика, создавать на территории субъекта РФ вертикаль со стороны федеральных структур не имеет смысла.

"Создавать на территории субъекта РФ вертикаль со стороны федеральных структур не имеет смысла"

Начальник управления ветеринарии при правительстве Саратовской области Анатолий Бобылев отметил, что сегодня должна быть создана и уже просматриваться вертикаль власти в ветеринарии.

Руководитель отдела ветеринарии департамента сельского хозяйства Вологодской области Сергей Заика обратил внимание на то, что при переходе ветеринарной службы с местного финансирования на федеральное ветеринарные специалисты потеряли в заработной плате 40%. В бюджете области запланированы расходы лишь на противоэпизоотические мероприятия. Выживать приходится за счет платных услуг. Случаются отключения электроснабжения и телефонной связи за долги. Вопрос финансирования надо решать немедленно. Из сотни выпускников, которые получили диплом ветеринарного специалиста, устраиваются по специальности не более 15 человек, так что остро стоит проблема кадров.

"При переходе ветеринарной службы с местного финансирования на федеральное специалисты потеряли в заработной плате 40%"

Не спешить с изменением структуры ветслужбы предложил начальник управления ветеринарии Ивановской области Виталий Роменский. Он категорически против учреждения филиалов от федеральной службы, потому что это не решит проблему финансирования, существующую, например, в Ивановской области, а только усложнит отношения между федерацией и субъектом РФ.

"Учреждение филиалов от федеральной службы не решит проблему финансирования"

Руководитель ветеринарного отдела управления сельского хозяйства и продовольствия Псковской области Валерий Прокофьев отметил, что проблемы вологодских коллег ему знакомы. Речь, в частности, идет о переходе службы с местного финансирования на федеральное. Федеральная инспекция по труду установила нарушения трудового законодательства в части несвоевременного информирования специалистов о том, что при изменении финансирования зарплата уменьшится. По организационной структуре с трудом понимаю предложения о реформировании службы. Считаю, что предлагаемая структура ветеринарной службы будет слишком громоздкой.

"Предлагаемая структура ветеринарной службы слишком громоздкая"

Начальник управления ветеринарии администрации Оренбургской области Сергей Пау заявил: «По поводу реорганизации ветеринарной службы, которая предлагается для обсуждения участникам совещания, по-видимому, можно применить слово «раздрай». Подобное уже пытались сделать. Когда-то в объединении колхозов был свой ветеринарный врач, в объединении совхозов – свой, в управлении сельского хозяйства – тоже. Такая структура просуществовала только три года, а затем все вернулось к старой структуре.

"Когда-то в объединении колхозов был свой ветеринарный врач, в объединении совхозов – свой, в управлении сельского хозяйства – тоже"

Руководитель комитета по ветеринарии правительства Республики Дагестан Зайдин Джамбулатов высказал мнение, что потеря ветеринарией своего суверенитета произошла в период, когда главное управление ветеринарии в Минсельхозе РФ было преобразовано в департамент ветеринарии. Сегодня руководители ветеринарии ищут компромиссные варианты. С одной стороны, надо выполнить установки людей, которые возглавляют сельское хозяйство России, а с другой, не уйти с совещания «ощипанными и ущемленными». По словам докладчика, министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев сказал ему, что с ветеринарной службой региона РФ будет подписано соглашение о передаче части функций, а также финансирования. В предложении департамента ветеринарии Минсельхоза РФ ничего такого нет.

"Не уйти с совещания «ощипанными и ущемленными»"

Министр – начальник главного управления ветеринарии Удмуртской Республики Геннадий Бурдов считает, что государственная ветеринарная служба работает эффективно, а реорганизация необходима в том случае, когда служба работает плохо. Создание дополнительной структуры, предлагаемой департаментом ветеринарии Минсельхоза РФ, – это вопрос не сегодняшнего дня. Возникающие проблемы вполне можно снять путем подписания соглашений между Российской Федерацией и субъектом Федерации. Что касается создания на территории регионов федеральных отделов по вопросам контроля расхода финансов и деятельности ветеринарии, то такой контроль обеспечивают федеральные казначейства в каждом субъекте Российской Федерации.

"Реорганизация необходима в том случае, когда служба работает плохо"

Руководитель управления ветеринарии Краснодарского края Владимир Николаевич Шевкопляс отметил, что в регионе осуществляется жесткий контроль работы службы, но и поддержка есть в вопросах развития материально-технической базы. В крае утверждены расценки на оказание платных ветеринарных услуг, поставлена цель обеспечить оптимальное использование финансовых средств. Должна быть позиция взаимодействия, а не создания в регионе двух параллельных структур. Нельзя этого делать, так как раздвоение приводит только к одному, и руками ветеринаров погубим самих ветеринаров.

"Раздвоение приводит только к одному, и руками ветеринаров погубим самих ветеринаров"

Начальник отдела ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края Владимир Семенов подчеркнул, что реорганизацию надо начинать с департамента ветеринарии Минсельхоза РФ. Руководитель ветеринарной службы должен быть заместителем министра сельского хозяйства или председателем комитета ветеринарии.

"Реорганизацию надо начинать с департамента ветеринарии Минсельхоза РФ"

Вопрос остается открытым

Анализ материалов Всероссийского совещания в Нижнем Новгороде показывает, что в 2002 году оставался открытым вопрос о сохранении существующей структуры государственной ветеринарной службы. Мнения участников о путях преобразования ветеринарии были многополярные, но лейтмотив всех выступлений был общим – не допустить ухудшения ветеринарной обстановки в России.

Все для ветеринарии изменилось после принятия Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2002 № 1336 «О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)"», положившего начало административной реформе государственной службы России. Наступили времена преобразований, перестройки и реформирования ветеринарии.

Мнения специалистов о реформе структуры ветеринарии сегодня различаются, о чем свидетельствуют информационные материалы в Интернете, средствах массовой информации. Красноречивым свидетельством служат заголовки некоторых материалов: «Ветеринарная реформа "зарежет" мясников», «Реформа структуры ветслужбы РФ неприемлема для практической ветеринарии», «Между молотом и наковальней», «Новый закон о ветеринарии не способствует консолидации ветеринарной службы в РФ», «Реформа хуже чумы».

"Наступили времена преобразований, перестройки и реформирования ветеринарии"

Следует отметить, что реформа ветеринарии коснулась преимущественно финансирования службы, изменений в управлении и структуре ветеринарии. Сегодня невозможно правильно и однозначно оценить решение Минсельхоза РФ о переводе финансирования ветеринарной службы с федерального уровня на уровень субъекта Российской Федерации. Одни руководители считают, что региональные ветеринарные службы выиграли, другие придерживаются противоположного мнения о том, что проиграли. На мой взгляд, правы все. Почему?

Во-первых, субъекты Российской Федерации неоднозначно отнеслись к финансированию ветеринарной службы.

Во-вторых, передача финансирования службы в регионы проводилась во второй половине 2003-го, когда бюджеты в субъектах РФ были сформированы.

В-третьих, данную работу проводили, по моему личному мнению, очень быстрыми темпами, что не способствовало успешному решению поставленных задач. Остается открытым вопрос о причинах поспешности, с которой проводилась работа по изменению финансирования ветеринарной службы со стороны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Можно лишь предположить, что Минсельхозу РФ срочно во втором полугодии 2003-го необходимо было изыскать денежные средства. С первого января 2004 года создавались федеральные органы исполнительной власти в области сельского хозяйства (агентства), ветеринарного и фитосанитарного надзора (служба) и подведомственные Министерству России бюджетные учреждения. Возможно, это и неправильное мнение, но и оно имеет право на жизнь, как, впрочем, и другие точки зрения по данному вопросу. Но суть произошедшего одна.

"Остается открытым вопрос о причинах поспешности, с которой изменялось финансирование ветеринарной службы"

В одних регионах России руководителей службы поддержали, в других субъектах РФ они не получили желаемое, несмотря на все усилия со стороны руководства ветеринарной службы.

Руководители департамента ветеринарии Минсельхоза России, республиканских и областных ветеринарных служб Поволжья, с которыми мне приходилось взаимодействовать в рамках подкомитета «Ветеринарная безопасность» Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большая Волга», вели себя в этой обстановке достойно. Сделали все необходимое для финансирования ветеринарии, сохранения единой вертикальной структуры на уровне субъекта РФ и обеспечения ветеринарной безопасности.

Необходимо заметить, что для ветеринарных специалистов ветеринарных учреждений в результате реформы служебные обязанности не изменились, но возникли кадровые трудности. В одних субъектах РФ произошло сокращение специалистов, что отразилось на морально-психологическом климате в коллективах. В других регионах России, в том числе в Нижегородской области, были полностью сохранены кадры ветеринарных специалистов и обслуживающего персонала, увеличены их должностные оклады, введены надбавки за выслугу лет при работе в сельской местности, приняты на региональном уровне дополнительные льготы по коммунальным услугам.

Таким образом, прошедшие с совещания 14 лет можно охарактеризовать как очередной и не последний этап административной реформы ветеринарной службы России. На основании мнений специалистов, доступных в медийном пространстве, реформирование ветеринарии пока идет по известной поговорке Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

"Очередной и не последний этап административной реформы ветеринарной службы России"

Большой интерес представляет статья «От добра добра не ищут, или Что дала реформа ветеринарной службы», опубликованная на портале «Ветеринария.рф». Ее авторы, аксакалы ветеринарии РФ В.М. Авилов, А.Д. Третьяков, С.И. Джупина, поднимают очень злободневные дискуссионные вопросы, связанные с организацией ветеринарного дела в России и обеспечением ветеринарной безопасности.

Экспертный совет по делам ветеринарии

На мой взгляд, для решения дискуссионных вопросов в сфере ветеринарии необходимо создать координационный экспертный Совет по делам ветеринарии Минсельхоза России. Еще в январе 2016 года мною было направлено письмо министру сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачеву следующего содержания.

Уважаемый Александр Николаевич!

В Республике Коми, по информации ТАСС, с 1 января 2016 года заработала новая, кардинально преобразованная и оптимизированная структура органов управления. В результате преобразований в республике появились три новых министерства, девять прежних министерств и ведомств переформатированы, 11 органов власти присоединены к другим ведомствам и упразднены.

При этом Служба по ветеринарному надзору присоединена к министерству сельского хозяйства и продовольствия.

Не имею права давать оценку правильности принятого решения по упразднению Службы по ветеринарному надзору как самостоятельной структуры по организации ветеринарного дела в Республике Коми.

Однако считаю, что таким образом, возможно, нарушен Закон РФ «О ветеринарии», где четко написано, что система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя:

 – в субъектах Российской Федерации – уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.

Вероятно, это не единственный субъект Российской Федерации, где в отношении организации ветеринарного дела при реформе ветеринарной службы не выполняется Федеральный закон «О ветеринарии».

Уважаемый Александр Николаевич!

Следует заметить, что 14 лет идет разговор о принятии закона РФ «О ветеринарии» в новой редакции. Департаментом ветеринарии Минсельхоза России совместно с Россельхознадзором проведена большая работа, но все пока ограничивается дополнениями к закону «О ветеринарии» от 1993 года. Желательно ускорить унифицирование названий уполномоченных в области ветеринарии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пока они в регионах, как в Республике Коми, не потеряли свою самостоятельность.

Созрела практическая необходимость совершенствования структуры управления ветеринарной службы, которая должна быть единой и эффективно управляемой из центра.

Ветеринарная обстановка и организация ветеринарного дела в России требуют согласованных действий Министерства сельского хозяйства РФ, других заинтересованных министерств, ведомств, региональных органов исполнительной власти, местного самоуправления, государственных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций, а также ученых, практических работников и ветеранов ветеринарной службы под единым началом Минсельхоза России.

Вношу на Ваше рассмотрение предложение о создании координационного экспертного Совета по делам ветеринарии Минсельхоза России и представляю для обсуждения проекты документов по этому вопросу.

Исходя из многолетнего опыта работы в должности руководителя ветеринарной службы субъекта РФ и как автор книги «Записки доктора ветеринарных наук. К истории ветеринарии» (Москва, 2014) считаю, что создание координационного экспертного Совета по делам ветеринарии Минсельхоза России будет иметь исключительно большое значение для координации и решения проблемных вопросов по организации ветеринарного дела, государственного ветеринарного надзора, охраны здоровья животных и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

"Создание координационного экспертного Совета по делам ветеринарии Минсельхоза России будет иметь исключительно большое значение"

В феврале 2016 года я получил из департамента ветеринарии Минсельхоза РФ следующий ответ.

Уважаемый Валерий Алексеевич!

Департамент ветеринарии Минсельхоза России рассмотрел Ваше обращение от 19 января 2016 г. № 03-ВПОО о создании координационного экспертного Совета по делам ветеринарии Минсельхоза России и сообщает, что Ваше предложение учтено.

Департамент ветеринарии ценит Ваше участие в данном вопросе, а также благодарит за выражение гражданской позиции и направил приложенный Вами проект в Департамент правого обеспечения для проведения правовой экспертизы.

Заместитель директора Ю.В. Русаков».

***

В настоящее время остается открытым еще один вопрос в сфере ветеринарии. В апреле 2016 года состоялась Прямая линия с Президентом России В.В. Путиным. В преддверии Прямой линии мною был задан вопрос о том, целесообразно ли иметь в субъекте РФ две дублирующие друг друга организации Госветнадзора? Этот же вопрос я адресую для обсуждения читателям портала «Ветеринария.рф». Целесообразно ли иметь в субъекте РФ две дублирующие друг друга организации госветнадзора?

3671 просмотр
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика