Антонина Шигорева: «Где куётся продовольственная безопасность?»

Рубрика:
Репортажи
Антонина Шигорева: «Где куётся продовольственная безопасность?»

В Совете Федерации на совещании, посвященном совершенствованию государственного ветеринарного контроля, сенатор, федеральные и региональные чиновники не пришли к единому мнению по поводу передачи полномочий в сфере госветнадзора. Как уже сообщалось в репортаже, подготовленном по итогам этого разговора, одним из самых убедительных было выступление начальника Управления ветеринарии Костромской области Антонины Шигоревой. Какими аргументами обосновала свое мнение Антонина Герасимовна? Предлагаем читателям ее выступление на совещании.

Хотела бы остановиться на обеспечении эпизоотической безопасности и благополучия – главном вопросе, как показывает мой 43-летний стаж в профессии. Я работала и в районном звене, и в производственной службе, и в период формирования федеральной службы по ветеринарному надзору возглавляла соответствующий отдел. 12 лет я руковожу службой государственной ветслужбой. Надо понимать, где куётся, как говорили в советское время, эта эпизоотическая безопасность. 


Позвольте мне сказать, что она куётся не на федеральном уровне и даже не на региональном в лице органа исполнительной власти. Она начинается в низовых звеньях, то есть в районных ветеринарных станциях, где разрабатывается весь комплекс противоэпизоотических мероприятий. Как специальных (вакцинации, исследования и прочее), так и общепрофилактических мероприятий. Отсюда идет сырье...

Сергей Лисовский, сенатор, ведущий совещания: Да, мы это понимаем. Просто вопрос, кто за это отвечает, кто финансирует? Ваша позиция?

Антонина Шигорева: Позвольте всё-таки высказать всё, что я хочу. Я не займу больше отведенного мне времени. Наша область абсолютно благополучна на сегодняшний день, нет эпизоотических очагов. Очень остро стоит вопрос о контроле за деятельностью региональных ветеринарных служб. 


Я провела анализ, кто проверял управление ветеринарии. За два года в отношении управления ветеринарии было осуществлено 17 контрольно-надзорных мероприятий. Областной прокуратурой, Межрегиональной природоохранной прокуратурой, Россельхознадзором. То есть, практически раз в два месяца, а то и чаще проводились проверки деятельности управления ветеринарии в части исполнения ветеринарного законодательства и в части осуществления контроля и надзора в рамках закона № 294. По результатам проверки было выявлено одно, даже не нарушение, которое не повлекло наказаний со стороны контролирующих служб.

Вместе с тем было затрачено 174 дня каждый год, огромное количество средств материально-технического обеспечения. Поэтому говорить о том, что на сегодняшний день нет контроля за службами, считаю, это не совсем правильно.

Хотелось бы привести пример осуществления в субъекте контроля и надзора. В апреле 2017 года коллеги из сферы управления проверяли Костромскую птицефабрику. По результатам проверки нет замечаний. Наша служба не может войти на объект, потому что это будет нарушение закона № 294. В декабре 2017-го вспыхивает особо опасное заболевание птиц. Мы уничтожаем 700 тыс. голов птицы, около 4 млн яйца и т. д. А дальше выяснилось, что предприятие завозило компоненты кормов, которые внутри птицефабрики не проходили термическую обработку. В том числе из южных регионов.


Самое главное в этом примере, что размывается ответственность. Россельхознадзор проводит контрольно-надзорные мероприятия, служба субъекта не может, потому что у нас и цели, и задачи единые с Россельхознадзором. Главный госветинспектор тоже частично невиновен. Мы не знаем, как, насколько эффективно этот надзор был осуществлен.

Согласна с тем, что такое положение вещей на сегодняшний день всех не устраивает. В то же время опыт подсказывает, что, лишив в свое время контрольно-надзорных полномочий районное звено, мы тем самым увеличили на нашем уровне сроки прохождения нормативно-правовых актов, устанавливающих карантин, и, как следствие, снизили оперативность принятия ликвидационных мер. Если правительство, федеральные органы передадут все полномочия на федеральный уровень, значит, этот процесс будет еще более длинным. И эффективность принятия мер окажется под большим вопросом.


Реформа прошла, на всех уровнях озвучили, что это печальная реформа, что сегодня очень трепетно надо относиться к эпизоотической безопасности территории Российской Федерации. Если убрать с регионального уровня полномочия в части контроля и надзора, как будет исполняться функционал, в отсутствие правового механизма?

Региональный надзор должен быть, поскольку это одно из важных звеньев. Контроль деятельности, если судить на примере нашего управления, достаточно большой. Я считаю, что контроль эффективный, о чем можно судить по тому, есть эпизоотические очаги или нет. Кроме того, контроль осуществляет губернатор по поручению президента Российской Федерации. На заседании администрации Костромской области я докладываю, как мы выполняем поручение президента. Губернатор спрашивает очень жестко.

911 просмотров
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика