«Честный знак» конкурент «Меркурию»?

Рубрика:
Репортажи
«Честный знак» конкурент «Меркурию»?

Перспективы цифровизации индустрии обсуждались на V Международном агропромышленном молочном форуме, который прошел на этой неделе в Доме правительства Московской области. На заседании «Цифровая повестка молочной отрасли» отмечалось, что внедрение цифровых технологий позволит не только повысить эффективность производства, управления фермами, но и изменить регулирование отрасли, обеспечив прозрачность рынка для потребителя, снизить количество фальсификата на торговых прилавках. Особая роль в решении этих задач отводится маркировке готовой продукции специальным знаком (бренд «Честный знак»). Эта же система должна гарантировать прослеживание товаров. Анализируя преимущества маркировки, участники заседания пытались выяснить, не дублирует ли создаваемая система ФГИС «Меркурий»?

В начале заседания ведущий – директор по акселерации технологий в сельское хозяйство кластера биологических и медицинских технологий Фонда «Сколково» Олег Князьков – заметил, что с цифровизацией в наше время связан большой ажиотаж («хайп»), и предложил разобраться в цифровой повестке для молочной отрасли.


Один из пунктов отраслевой повестки – внедрение маркировки готовой продукции. О том, что представляет собой этот проект, реализуемый под брендом «Честный знак», рассказал директор по развитию новых направлений бизнеса Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Дмитрий Скорчеллетти.

Создаваемая в стране единая национальная система маркировки должна обеспечить прослеживание готовой продукции от производителя до торговых сетей. Цели и задачи маркировки увязывают интересы потребителей, бизнеса и государства. Глобальная система прослеживания позволит конечным потребителям быть уверенными в том, что «мы грамотно тратим деньги, покупаем, что хотим, и то, что куплено случайно, не представляет угрозу нашему здоровью», – сказал докладчик.

Товаропроводящая цепочка будет доступна участникам системы в режиме реального времени. Государство выиграет в управлении налогооблагаемой базой, сэкономит бюджетные средства при контроле товарных потоков. Бизнес сможет рассчитывать на поэтапное мягкое вытеснение контрафакта с рынка, расширение зоны доверия и доступ к статистическим данным (с определенными ограничениями).

Ожидается, что большой эффект принесет создаваемая цифровая платформа, через которую будут производиться транзакции и обмен данными. Такая платформа представляет собой производительную среду для дополнительных бизнесов, сервисов и услуг. Например, банк, другая финансовая или транспортная компания, оценивая в режиме реального времени объем продукции предприятия, может сделать конкретное предложение (а не общее для всех участников рынка) в виде продукта или услуги, представляющего интерес в данный момент.

За последние полтора года были приняты подзаконные акты, утверждена структура единого оператора (ЦРПТ) системы маркировки для всех товарных групп из перечня обязательных. Оператор отвечает за единый каталог, развитие и поддержание системы в работоспособном состоянии, продвижение ее на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), гармонизацию этой системы с ERP-системами (планирование ресурсов предприятия), а также за оптимизацию для компаний нагрузки по ее внедрению.

Применение для маркировки кода формата Data Matrix, который внешне напоминает широко известный QR-код, – это базовое требование Минпромторга – координатора проекта. По словам представителя ЦРПТ, выбор этой технологии объясняется несколькими факторами: достаточно дешевая в применении (в большинстве случаев прямая печать), можно увеличивать информационную емкость кода, который считывается всеми сканирующими устройствами на контрольно-кассовых узлах.

Уникальный код будет наноситься на каждую единицу готовой упакованной продукции. Что будет содержать код – определяется для каждой товарной группы. В отношении молочной отрасли такое решение пока не принято. В дни форума говорилось о том, что переработчики молока предлагают, в частности, включить в код и срок годности.

После нанесения кода готовая продукция запускается в оборот. «Первый участник товаропроводящей цепочки будет сканировать все коды либо код агрегации – отдельный механизм, который позволяет разгрузить логистическую цепочку. Выводится код через контрольно-кассовую технику в большинстве случаев», – сообщил Дмитрий Скорчеллетти.

Что касается конкретных шагов по маркировке готовой молочной продукции, то к настоящему времени из представителей отрасли создана рабочая группа. Войти в нее могут все желающие – достаточно подать заявку. Произведена оценка производственных линий компаний, представители которых включены в рабочую группу. Определены средства идентификации для маркировки товаров и требования к их нанесению на распространенные типы упаковок. Продолжается работа над методическими рекомендациями. Ведется подготовка к проведению эксперимента по маркировке молочной продукции.


В преддверии пилотного проекта наиболее активно обсуждаются детали порядка взаимодействия системы маркировки и ФГИС «Меркурий». В частности, в первый день работы форума глава Россельхознадзора говорил о том, что нужно предоставить выбор между «Меркурием» и системой маркировки. В ведомстве считают, что «Меркурий» позволяет прослеживать продукцию. Упомянув об этом, Дмитрий Скорчеллетти в ходе своего выступления попытался заранее (предвосхищая вопрос аудитории) дать ответ на традиционный в последнее время вопрос об уровне интеграции систем.

«Интеграция происходит по факту выпуска готовой упакованной продукции. Нет задачи дублирования. Нет задачи двойного функционала или нескольких окон для участников оборота. Система «Меркурий» отслеживает фальсификат по линии сырья до завода. Дальше система маркировки прослеживает готовую упакованную продукцию по всем этапам. В случае необходимости регулятор получает возможность блокировать продажу, движение по цепочке, получает возможность агрегации в собственных интересах аналитики и увеличивает адекватность или, как сейчас говорят, риск-ориентированный подход для проведения проверок», – сказал представитель Центра развития перспективных технологий.

486 просмотров
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика