Что мешает принятию большого закона о ветеринарии?

Рубрика:
Репортажи
Что мешает принятию большого закона о ветеринарии?

В заключительные дни проведения XVII Российской агропромышленной выставки «Золотая осень» погода в столице испортилась – межсезонье. Возможно, по этой причине и павильоны "Крокус Экспо", и конференц-залы, где в рамках деловой программы форума проводились многочисленные круглые столы, недосчитались посетителей стендов и участников дискуссий. Исключением по посещаемости стал, пожалуй, круглый стол на тему «Новое в законодательстве Российской Федерации в сфере ветеринарии». Тематика и анонсированный состав докладчиков, среди которых значился заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов, подогревали интерес желающих принять участие в разговоре. Одним было что сказать, а другие намеревались поставить вопрос ребром.


Суббота, 10 октября. 11 часов утра. В конференц-зале, заполненном почти до отказа, остаются свободными только места за столом с именными табличками. Директор департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Владимир Боровой на правах ведущего предлагает подождать еще пару минут. Аудитория понимающе соглашается – расстояния в павильонах "Крокус Экспо" марафонские, поиск нужного конференц-зала в первый раз зачастую отнимает больше времени, чем планировалось.


После небольшой паузы Владимир Николаевич все же объявляет об открытии заседания, несмотря на то, что опаздывавшие не подошли. И первые после приветствия слова ведущего были о том, что заместителя руководителя Россельхознадзора не будет. По поручению руководства он на другом мероприятии, поэтому корректируется и повестка дня. Такое начало заседания, на котором ожидалась серьёзная дискуссия, оказалось столь неожиданным, что кто-то из зала решается уточнить: «Власова не будет?». Вопрос повис в воздухе, а спустя несколько минут со стола исчезла одна из именных табличек.


Тем не менее обсуждение состоялось. Владимир Боровой не только задал тон разговора, сохранил его дискуссионный характер, но и не поскупился на любопытные детали, когда комментировал положение дел с разработкой нормативно-правовых актов в сфере ветеринарии. Его краткое выступление запомнилось, заинтриговало и приоткрыло кулису, которая обычно скрывает процедуру разработки нормативных актов. Судите сами.

Если не принимать во внимание несколько нормативных документов, связанных с высокопатогенным птичьим гриппом (их утверждали под сильным административным нажимом руководства страны в силу чрезвычайной ситуации и ажиотажа, возникшего на территории России и других государств), то последние по времени утверждения правила в области ветеринарии были приняты в 1999 году. Речь идет о документе, зарегистрированном в Министерстве юстиции. Сегодня это обязательное условие, имеющее значение для делопроизводства, в том числе судебного.

С прошлого года Минюст выдвигает требования по инкорпорации документов, объем которых, по словам Владимира Борового, составляет пять томов законодательства. Они должны быть переработаны с учетом произошедших в стране с 1990-х годов изменений, в том числе и в связи с реформой, начавшейся в 2005-м. Объем работы колоссальный.


Что касается нового, так называемого большого закона о ветеринарии, то документ разрабатывается на протяжении почти десяти лет. По словам представителя Минсельхоза, в силу того, что «у нас масса друзей в кавычках, масса противников, по всем отраслям – причем не только бизнес, но и Роспотребнадзор, ряд других ведомств». Владимир Боровой не стал останавливаться на причинах такой ситуации, хорошо известной аудитории – многие из присутствовавших в конференц-зале участвовали в обсуждении норм нового закона. В декабре 2014 года согласованный законопроект был официально внесен в правительство и оставался там до мая текущего года, но так и не был принят.

В то же время в июле 2015 года были внесены поправки в действующий закон «О ветеринарии». После совещания на самом высоком уровне соответствующий закон в короткие сроки получил официальный отзыв Правительства РФ и прошел все три чтения в Госдуме. Сигналом для ускорения послужило совещание у Президента России. По словам Владимира Борового, это уникальный случай, когда вопрос в сфере ветеринарии, в частности об электронной ветеринарной сертификации, рассматривался на таком уровне. В результате в середине июля был опубликован Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 243-ФЗ от 13.07.2015.

Благодаря его принятию Минсельхоз России получил полномочия по изданию целого ряда правил, в частности, касающихся борьбы и профилактики болезней животных, оформления ветеринарных сопроводительных документов, и других правил, позволяющих формализовать требования к содержанию, учету и идентификации животных. По словам Владимира Борового, главное, что перечень нормативных актов определен, формализован, известно направление движения. «Однако, как говорилось накануне на совещании с руководителями ветеринарных служб, это колоссальная, громадная работа, которую невозможно выполнить только силами департамента ветеринарии, штатная численность которого составляет всего 25 человек». В управлениях ветеринарии в некоторых субъектах федерации значительно больше сотрудников.


На первом этапе ведется разработка документов, касающихся электронной ветеринарной сертификации. Об особом внимании к этому вопросу со стороны правительства, контролирующего ход работ в данном направлении, можно судить по следующей детали. «Накануне, в пятницу, 9 октября, в 18 часов (и это, по словам представителя Минсельхоза, нормальное явление) в департамент поступил звонок с указанием, чтобы уже в понедельник мы представили результаты деятельности за время, прошедшее с момента утверждения графика разработки документов». Как следует из сказанного, 12 октября документы должны были появиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru. «Это сигнал к тому, чтобы и вы, – обратился к аудитории Владимир Боровой, – как можно серьезнее и интенсивнее включились в деятельность по разработке и обсуждению документов». 

Важнейшим направлением работы глава департамента назвал идентификацию, учет и правила содержания животных. Сроки разработки этих документов немного шире – первый квартал 2016 года. «Как известно, все наши требования относительно содержания животных, идентификации и учета "противоречат" ряду нормативных документов, в том числе законом о личном подсобном хозяйстве. Имеются в виду и мелкотоварные фермы, которые для нас, ветеринарных специалистов, представляют наибольшую угрозу в плане обеспечения эпизоотического благополучия, контроля за перемещением продукции», – подчеркнул представитель Минсельхоза. Следовательно, в течение двух-трех месяцев нужно преодолеть ряд разногласий с Минэкономразвития, Минюстом, Минфином, ФАС. «Работа крайне сложная, но сегодня сложилась такая ситуация, что от нас ждут конкретных результатов. И чем активнее мы начнем нашу с вами совместную работу, тем быстрее она принесет свои плоды», – резюмировал Владимир Боровой.


Первым из участников круглого стола к микрофону вышел руководитель Государственного управления ветеринарии Краснодарского края Георгий Джаилиди. В начале выступления он отметил, что слабая нормативная база, неутвержденные должным образом документы, в частности инструкции, осложняют проведение профильной и инспекторской работы, особенно при рассмотрении судебных исков. Отдельного внимания заслуживает положение дел в надзорной деятельности – результат разграничения соответствующих полномочий между федеральными и региональными органами. Действовавшее Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации утратило силу несколько лет назад. Каждому субъекту было предложено разработать положение, устанавливающие порядок осуществления регионального государственного ветеринарного надзора. При составлении документа в Краснодарском крае был проанализирован опыт коллег из других регионов. Выяснилось, что понимание надзорной деятельности в субъектах федерации различается, а значит и функции региональных ветеринарных инспекторов.

Второй вопрос, который, по словам Георгия Джаилиди, сегодня вызывает озабоченность, – льготы, предоставленные предприятиям малого бизнеса. В предстоящие три года не будут проводиться проверки малых (с оборотом менее 800 млн руб.) и микропредприятий (с оборотом менее 120 млн рублей). По предварительным оценкам, региональный государственный ветеринарный надзор не будет распространяться почти на 80% поднадзорных объектов – учреждения общественного питания, магазины, небольшие предприятия по убою скота и переработке продукции животного происхождения. Наряду с этим ужесточаются требования со стороны прокуратуры в отношении внеплановых проверок. При сохранении такого положения дел недалеко и до коллапса надзорной деятельности, считает Георгий Джаилиди.


Еще одна тема, поднятая представителем Краснодарского края, связана с нормативами. Почти в каждом регионе у руководителей ветслужбы возникает вопрос о необходимом количестве инспекторов на определенной территории. Сегодня в Краснодарском крае 100 инспекторов в штате управления ветеринарии, в котором в общей сложности 147 сотрудников. По словам Георгия Джаилиди, «работать можно, но есть территории, за которыми закреплены всего три-четыре инспектора. Что можно сделать такими силами – вопрос риторический». Как показывает практика, нужно упорядочить надзорную деятельность в рамках регионального государственного ветеринарного надзора. «Возможно, следует определить количество инспекторов на подконтрольных объектах либо вернуться к тому, чтобы Минсельхоз России согласовывал структуру органов власти, уполномоченных в области ветеринарии. Мы готовы поделиться своим видением возможных решений поставленных вопросов», – подытожил выступление Георгий Джаилиди.


На сказанное представителем Краснодарского края Владимир Боровой ответил: «Принимается. Для того чтобы систематизировать работу с пожеланиями, поступающими от коллег из субъектов федерации, мы назначим ответственного специалиста, который будет отвечать за прием таких предложений и подготовку ответов на ваши обращения».
Самым эмоциональным было выступление директора департамента ветеринарии Ульяновской области Нины Пелевиной. Споры о том, кто и в каком объеме будет наделен надзорными функциями, сопровождаются попытками лишить ветеринарные службы субъектов полномочий по проведению надзора. «Не будет надзора – служба рухнет, погибнут станции – нижнее звено, на котором лежит бремя ответственности за безопасность в области ветеринарии», – уверена Нина Ивановна. В прошлом году службой было проведено 800 проверок предприятий малого бизнеса, а в текущем году запланировано всего 100. По ее словам, нужно сохранить эту практику, ведь возродить службу инспекторов было нелегко.

Большую часть своего выступления представитель Ульяновской области уделила риск-ориентированной модели осуществления контрольно-надзорной деятельности, которая вводится с 2018 года на основании Федерального закона № 294-ФЗ. В настоящее время эта модель внедряется в рамках пилотных проектов, один из которых реализуется на территории Ульяновской области. Разработана соответствующая дорожная карта. Однако большую озабоченность вызывает то, что управлению ветеринарии региона до сих пор не удается наладить контакт с представителями профильного министерства, в частности, по вопросам определения критериев рисков, порядка ведения надзора. Нина Пелевина воспользовалась представившейся возможностью и обратилась к Владимиру Боровому с просьбой назначить контактное лицо в департаменте ветеринарии для решения многочисленных вопросов, возникающих по ходу реализации пилотного проекта.


Сегодня в Ульяновской области разрабатывают механизм осуществления в рамках риск-ориентированной модели ветеринарного мониторинга, включающего проведение противоэпизоотических мероприятий. При плановых проверках выявлять нарушения не удавалось почти в половине случаев (данные по России в целом). Причина в том, что к моменту начала проверки предприниматели хорошо готовились, поскольку их предупреждали за сутки, а попадались лишь самые нерадивые. Таким образом, работы было много, а пользы мало.

Тематика надзорных полномочий ветеринарной службы не утрачивает актуальности. Что и как будет проверяться в ходе эпизоотического мониторинга или диагностических мероприятий, позволяющих выявлять бруцеллез, туберкулез и другие не менее опасные заболевания? «Оперативное урегулирование этих вопросов на законодательном уровне позволит избежать судебных тяжб и споров, в ходе рассмотрения которых все чаще, как показывает практика, высказываются мнения о том, что ветеринарная служба вторгается в частый бизнес и наносит ему урон, – заострила внимание присутствовавших Нина Пелевина.


В комментарии к выступлению коллеги Владимир Боровой пояснил, что в соответствии с поручением вице-премьера Правительства РФ на базе десяти субъектов реализуются пилотные проекты по передаче надзорных полномочий. Причем речь идет обо всех надзорных функциях, выполняемых Ростехнадзором, Роспотребнадзором и т. д. Ульяновская область находится на особом контроле. Промежуточные итоги работы в рамках пилотного проекта в этом регионе регулярно анализируются на совещаниях в Правительстве РФ. Повышенное внимание к этим вопросам объяснимо – результаты пилотных проектов во многом определят перспективы развития надзора в сфере ветеринарии в целом.

С презентацией на тему «Идентификация и мечение животных» на примере реализации пилотного проекта на территории четырех районов субъекта федерации выступил заместитель начальника Управления ветеринарии Ростовской области Александр Овчаров. Процедура чипирования крупного рогатого скота, совмещенная с плановыми обработками, проводится путем введения подкожной инъекции. За счет средств областного бюджета были закуплены микрочипы в количестве 51.200 штук для идентификации животных, а за счет средств от приносящей доход деятельности были приобретены сканеры для считывания индивидуального номера, присвоенного животному. К настоящему времени чипы введены 13 тыс. животных, на очереди еще 38 тыс. голов. Данные об этих животных заносятся в областную электронную систему «Ветэксперт». Владельцам животных выдаются регистрационные свидетельства установленного образца с указанием идентификационного номера, клички, возраста и состояния здоровья животного. При необходимости оформления ветеринарных документов вся необходимая информация моментально доступна благодаря базе данных электронной системы. Население с пониманием относится к реализации проекта, подчеркнул Александр Овчаров.


Об интересе аудитории к данной теме можно было судить по количеству вопросов, заданных докладчику. Какова стоимость ветеринарной услуги по мечению животных и микрочипа? 50 рублей и 140 рублей соответственно. Что оплачивает население? Стоимость ветеринарной услуги. Чипируется ли молодняк? Нет, только основное стадо. Как выбирали районы для реализации пилотного проекта? В список включили неблагополучные по бруцеллезу районы на востоке области.


Предвосхищая дополнительные вопросы, Владимир Боровой предложил создать несколько тематических форумов на ведомственном интернет-ресурсе для обсуждения данной тематики и обмена материалами для распространения успешного опыта. От дистанционного обмена информацией в дальнейшем можно будет перейти к проведению вебинаров.

В измененной повестке дня ближе к концу мероприятия появилась новая тема – внешнеторговой деятельности и продвижения экспорта продукции животного происхождения. Заместитель начальника управления инспекционной работы в рамках международного сотрудничества и ВТО Россельхознадзора Артем Даушев выступил с обстоятельным докладом, рассказывающим о трудностях получения права экспорта продукции в разные страны, первых результатах на этом направлении в новых экономических и геополитических условиях и особенностях реализации проектов в отдельных регионах мира. К теме этого выступления мы планируем вернуться в одном из наших материалов.


Время, отведенное для заседания круглого стола, приближалось к концу, когда к микрофону вышел заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. Представитель бизнес-сообщества сообщил, что мясная и ряд других отраслевых ассоциаций были инициаторами изменений закона о ветеринарии. Отрадно, что удалось внести поправки, закрепляющие за профильным министерством минимально необходимые полномочия. В прежние годы Минюст неоднократно отклонял необходимые нормативные акты, поэтому сегодняшней открывшейся возможностью следует воспользоваться. Выступающий призвал все заинтересованные стороны: бизнес, власть, региональные ветеринарные службы активно участвовать в обсуждении рассматриваемых подзаконных актов, давать комментарии, направлять замечания.


При этом он посетовал на невысокую активность со стороны бизнеса, несмотря на то, что предприниматели долгое время пытались обратить внимание на проблемы, возникавшие из-за отсутствия нормативного регулирования отдельных вопросов. Причиной недостаточно активности бизнеса Максим Синельников назвал существующие страхи, вызванные текущим переходным периодом. В 2016 году предстоит продлевать действие договоров на обслуживание бизнес-структур, поднадзорных объектов. Внесенные в закон поправки изменили модель отношений власти и бизнеса в сфере ветеринарии, на что следует обратить особое внимание. В частности, игрокам рынка было предоставлено право выбора между электронной или традиционной сертификацией. В свою очередь властям, регионам, Россельхознадзору, участвующим в оформлении ветсертификатов, необходимо пойти навстречу требованиям, просьбам и заявлениям представителей бизнеса. Иначе существует вероятность отказа от ветеринарных услуг, в частности, от оплачиваемых, – предположил выступающий.

Также не первый год обсуждается вопрос тарификации ветеринарных услуг. Как подсказывает опыт, должна быть разработана единая методика, позволяющая унифицировать тарифы, потребность в этом существует уже давно. Бизнес устроен так, что он оказывается от невыгодных решений.

Что касается проблемы большого закона о ветеринарии, то, по мнению бизнеса, ее основная причина заключается в неправильно проведенной реформе 2004 года, в результате которой единая государственная ветеринарная служба была разрушена. И закон, который рассматривается на протяжении последнего десятилетия, закрепляет сложившуюся раздробленность госветслужбы. Отсюда и проблемы, о которых шла речь во время заседания.


На вопрос, как большой бизнес относится к мораторию на проведение проверок малых и микропредприятий, Максим Синельников ответил: «Категорически против, отрицательно», а затем пояснил, что на этапе принятия закона № 294-ФЗ соответствующее мнение не было принято во внимание. Вопрос безопасности продукции не обсуждается. Если нужно удостовериться в исполнении требований законодательства, то не имеет значения, о каком бизнесе идет речь. Кстати, крупный бизнес очень уязвим, потому что любые риски или непредвиденные ситуации с малым и средним бизнесом накладывают ограничения на перемещение продукции в особой зоне, что останавливает крупный бизнес. Хорошо, что в отрасли свиноводства был издан приказ о зоосанитарном статусе. Предприятие, имеющее высокий компартмент, теперь вправе вывозить свою продукцию из опасных зон. А первопричина подобных ситуаций – отсутствие эффективного ветеринарного надзора.

Чаще всего участники заседания произносили, пожалуй, слово «надзор». Не стала исключением и речь представителя бизнес-сообщества. В чьем ведении должны находиться надзорные функции? «Мы против передачи надзора на уровень субъекта, потому что, согласитесь, федеральный центр не будет обладать информацией о реальном положении дел в регионе. В центре будет известно только о том, о чем сочтет нужным сообщить регион. В таком случае федерация не несет ответственности за происходящее. А с другой стороны, и федеральный надзор без опоры на работников региональной ветслужбы окажется неполным.

Представитель Национальной мясной ассоциации Максим Синельников считает непродуктивным обсуждение вопроса, за кем закрепить то или иное полномочие, поскольку сосредоточиться нужно на восстановлении вертикали госветслужбы и ее укреплении. Предприниматели всегда придерживались той точки зрения, что цивилизованному бизнесу нужна сильная государственная ветеринарная служба!


В конце заседания, а также в ходе общения с его участниками по завершении круглого стола выяснилось, что отдельные прозвучавшие идеи и замечания будут учтены в новых редакциях  нормативных документов. Многие отмечали, что сегодня появилась возможность участвовать в разработке нормативно-правовой базы, выдвигать идеи и аргументы, возражать, отстаивать свою точку зрения, основанную на опыте профессиональной деятельности в области ветеринарии. 


Почти все заинтересованные стороны готовы к дискуссиям, поскольку истина, как известно, рождается в споре, а лучшие идеи – в процессе столкновения разных мнений. При этом настойчивость и активность представителей профессионального сообщества будут содействовать разработке и принятию большого закона о ветеринарии.  

www.ветеринария.рф


3685 просмотров
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика