Готовность к "Меркурию" и сито для фальсификата

Рубрика:
Репортажи
Готовность к "Меркурию" и сито для фальсификата

На заседании круглого стола, организованном Комитетом Госдумы по аграрным вопросам, обсуждались законодательные аспекты развития перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса. В числе наиболее актуальных тем, к которым неоднократно обращались участники заседания, – модернизация оборудования, качество продовольствия, лабораторные исследования, фальсифицированная продукция и электронная сертификация. Выступавшие не только заостряли внимание на проблемах, но и предлагали варианты решений. О некоторых предложениях в репортаже нашего корреспондента.

В начале заседания председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин отметил, что вопрос пищевой и перерабатывающей промышленности носит не только экономический, но и в большей степени социальный характер. При этом главное – качество продовольствия. Россельхознадзор настаивает на том, что на рынке 30% фальсификата, другие службы говорят о 4–5%. «Это наша общая ответственность. Давайте на этом направлении работать. Давайте смотреть наши ТУ, ГОСТы, совершенствовать и законодательную базу и контролирующие системы», – призвал Владимир Кашин.


Не менее актуальной темой остается электронная ветеринарная сертификация (ЭВС). До перехода с 1 июля на ЭВС остается совсем мало времени.

«Мы на полгода перенесли готовность по этому вопросу. Теперь многие настроены решительно, не отступать, не переносить. Даже на одном совещании, на заседании расширенного комитета, и мне попало как автору этого закона, – посетовал Владимир Иванович. – Я бился, видя, что может быть коллапс, на полгода это дело перенес, и мне вроде попало, что не надо было переносить. Но если бы не перенесли, я не знаю, что бы было... Оставшееся время надо использовать для того, чтобы решить многие вопросы».

На одном из таких вопросов заострила внимание генеральный директор фирмы «Калория» из Краснодарского края Татьяна Садовая. Предприятие перерабатывает свыше 50 тыс. тонн молока в год, ассортимент продукции составляет около 270 наименований. С 1 июля предстоит работать в электронной системе «Меркурий». Одна из проблем – требования (причем различные!) сетевых магазинов о нанесении уникального штрихкода на каждую транспортную единицу. Генеральный директор сформулировала просьбу: утвердить на законодательном уровне единые требования к этикетной надписи и разобраться в их необходимости.


По словам Татьяны Садовой, трудности при работе в системе вызовет и то, что 40% контрагентов, таких как бюджетные учреждения, не зарегистрированы пока в «Меркурии». А у части из них несколько хозяйствующих субъектов – предприятий, фактический адрес которых не совпадает юридическим.

Председатель совета директоров ГК «Галактика» Максим Иванов назвал систему «Меркурий» правильной и своевременной. Однако многие предприятия сегодня не готовы к работе в ней, поэтому «предлагаем сделать 4-месячный транзакционный период без штрафов и наказаний, чтобы компании могли эту систему наладить и отстроить», – сказал Максим Иванов.

В ответ на эту реплику депутат, член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Наталья Боева отреагировала так: «мало четыре месяца, надо больше».


Упоминалась система «Меркурий» и в контексте утилизации, отнесения продукции к тому или иному классу биологических отходов. В частности, директор по взаимодействию с органами госвласти Х5 Retail Group Станислав Наумов отметил, что с учетом действующих законов в области экологии для утилизации каждого оставшегося куска колбасы надо вызывать ветеринара. Вопрос невозможно решить только запретом. Нужно выделить виды продукции с различными сроками годности.

В Европе запрещена утилизация продуктов с истекающими сроками реализации, годности. Такая продукция продается по сниженным ценам. По словам Станислава Наумова, если бы подобное решение было принято в нашей стране, то можно было бы устанавливать срок реализации продукции чуть меньше, чем срок годности, и по истечении, например, 70% срока реализации товар можно было продавать со скидкой. У данного продукта будет свой покупатель, и это не навредит поставщику, ведь следующая свежая партия продукции поступит вовремя и может быть продана по нормальной цене. А социально уязвимые слои населения получат возможность гибкого подхода к выбору продукции.


Нерешенность данного вопроса приводит к нарушению экологических принципов, о чем можно судить, в частности, на примере проблемы свалок в Московской области. «Отходы – это общих рук дело. И потребитель иногда нерационально себя ведет, и торговля не всегда может точно предугадать, у кого конкретно купят этот продукт», – заключил представитель Х5.

Как показало обсуждение, исследование продукции вызывает немало разногласий. В настоящее время много независимых лабораторий, однако нет единой нормативной документации для проведения исследований. Зачастую одна и та же партия в разных лабораториях характеризуется различными показателями. И установить истину фактически невозможно.

Большой резонанс среди переработчиков вызвало решение Евразийской экономической комиссии о возложении контроля на молочные предприятия за остатками лекарственных средств в молоке, которые вводятся на животноводческих фермах, отметила Татьяна Садовая. А их состав в период выведения из организма животных могут определить лишь специалисты в данной области. Они же и должны давать оценку о возможности переработки молока в пищу. При этом методики определения этих веществ не отработаны, нет экспресс-анализов.

Одна из прозвучавших на заседании просьб заключалась в том, чтобы разделить ответственность между производителями молока-сырья и перерабатывающими предприятиями.


В выступлении заместителя министра сельского хозяйства Краснодарского края Алексея Гедзя речь шла о необходимости обеспечить конкурентные преимущества натуральной молочной продукции перед той, которая таковой не является. Создать подобные условия невозможно, поскольку заключения лабораторий, имеющих право производить оценку продукции, расходятся. «Нет органа, который бы по итогам проведенных исследований поставил точку в понимании того, присутствует в продукции фальсификат или нет. Этот вопрос, требующий решения, поднимает ассоциация молочников Краснодарского края», – сказал представитель регионального министерства.

На заседании круглого стола отмечалось, что, согласно данным Роспотребнадзора, большинство случаев выявления молочного фальсификата в 2016 году приходилось на детские государственные учреждения, лагеря. Основным критерием закупки продукции являлась предложенная цена.

Сегодня законодательно определено, что качество может контролировать заказчик, но возможности для этого у него невелики. С учетом этого Алексей Гедзь предложил внести в законодательные акты поправки, которые обязывали бы включение в контракт условия о проведении исследований продовольствия по требованию заказчика, но за счёт поставщика. Должен быть определен также перечень таких исследований.

Для борьбы с фальсификатом представитель региона считает необходимым условием наличие на предприятиях, поставляющих продовольствие для государственных и муниципальных нужд, службы технологического контроля качества. Перед допуском участника к торгам и закупкам нужен контроль, который в рамках полномочий следует возложить на Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Такая мера могла бы стать дополнительным «ситом» для поставщиков. Пока же доминирующим критерием является цена, в социальные учреждения попадает продукция, качество которой трудно определить. Организация контроля требует затрат, которые социальные учреждения позволить себе не могут.


Об этой же проблеме говорил исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов. Фальсификат на рынке препятствует устойчивому развитию добросовестных производителей, предприятий пищевой перерабатывающей промышленности. Следует внести в закон о контрактной системе такие изменения, которые бы позволяли при закупке пищевой, в частности молочной, продукции в государственные учреждения, ориентироваться не только на цену, как это происходит сейчас. «К сожалению, огромное количество фальсификата продаётся по данному каналу, а это прежде всего детские сады, школы, пенитенциарная система, армия. Это госзакупки. Когда государственные деньги тратятся, скажем, на покупку фальсификата, это как минимум вызывает вопрос. По нашим очень скромным оценкам, это порядка 80–100 миллиардов рублей в год», – сказал представитель «Союзмолоко».


Столь же важно усилить ответственность за введение потребителя в заблуждение о масложировом составе продукции. Как показывают проверки, фальсификация связана преимущественно с нарушением масложирового состава. И с этим нужно жестко бороться, считают участники заседания.

816 просмотров
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика