Контроль Россельхознадзора за ветслужбами: вывод единый, но с точностью наоборот

Рубрика:
Репортажи
Контроль Россельхознадзора за ветслужбами: вывод единый, но с точностью наоборот

25 июля 2018 года в Совете Федерации состоялась встреча сенаторов с заместителем председателя Правительства РФ Алексеем Гордеевым, министром сельского хозяйства РФ Дмитрием Патрушевым и первым заместителем министра природных ресурсов и экологии РФ Денисом Храмовым. В ходе разговора речь вновь зашла о контроле Россельхознадзора за региональными ветслужбами.

Разговор в целом шел преимущественно о вопросах, связанных с замещением импортной продукции, наращиванием экспорта продовольствия и решением экологических проблем. Во вступительном слове вице-премьер Алексей Гордеев заострил внимание присутствующих на «предстоящей перенастройке сельскохозяйственной политики». К октябрю-ноябрю в правительство должен быть представлен новый вариант госпрограммы развития сельского хозяйства.   

Во время встречи сенаторы поднимали актуальные проблемы в сфере развития АПК и задавали вопросы представителям Правительства РФ. Таким правом воспользовался и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. Он напомнил об июньском совещании в Совете Федерации, на котором обсуждались вопросы совершенствования мер государственного ветеринарного контроля в нашей стране. 


Сенатор сказал следующее: «Наш комитет провел совещание по поводу развития и проблем ветеринарного контроля в России. Единый вывод, что надо возвращать полномочия Россельхознадзору в виде государственного контроля за деятельностью ветеринарных служб субъектов Российской Федерации и вносить поправки в закон о ветеринарии».

Затем состоялся диалог между сенатором и министром сельского хозяйства РФ. Приведем его полностью.

Сергей Лисовский: Планируете ли вы вносить в Правительство поправки в закон о ветеринарии в плане наделения Россельхознадзора контролем за деятельностью ветеринарных служб субъектов?

Дмитрий Патрушев: Сергей Федорович, мы абсолютно разделяем ваше понимание с тем, что Россельхознадзор, помимо того что он вводит и снимает определенные ограничения, он еще должен контролировать то, что происходит в субъектах Российской Федерации. Закон, по-моему, уже готов. Если он не внесен, то он должен быть внесен буквально на днях. (После уточнения представителя Минсельхоза, прозвучавшего из зала, выяснилось, что закон внесен. – прим. ред.) То есть, он уже внесен, находится в правительстве, это все прорабатывается. Мы будем настаивать на наличии у Россельхознадзора полномочий по контролю.

В сказанном Сергеем Лисовским ключевая для профессионального ветеринарного сообщества фраза «Единый вывод». Особенно для тех руководителей ветслужб субъектов, кто присутствовал на упомянутом июньском совещании в Совете Федерации. Об этом мероприятии мы подробно рассказывали в материалах на страницах портала. 

У многих участников июньского совещания была иная точка зрения по вопросу наделения Россельхознадзора полномочиями в виде государственного контроля за деятельностью ветеринарных служб субъектов Российской Федерации. И эта точка зрения противоположная той, которой придерживаются в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Как уже сообщалось на нашем портале, Минсельхоз направил в регионы проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части осуществления государственного контроля за деятельностью в области ветеринарии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц». Отраслевое министерство попросило регионы представить позицию по данному законопроекту в возможно короткий срок. К настоящему времени известно, что подавляющее большинство регионов не поддержали данный законопроект. Свою позицию регионы обосновали. Приведем некоторые их аргументы.

Аргумент первый. Как показывает практика, осуществляемый сейчас Россельхознадзором контроль переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области ветеринарии сопряжен с высокими издержками проверяемых лиц и не принес ожидаемого результата.

Аргумент второй. Такой контроль осуществляется постфактум и не позволяет обеспечить оперативную поддержку региональных ветеринарных служб в сложной эпизоотической ситуации.

Аргумент третий. Увеличение объема проверяемых полномочий приведет к дополнительным затратам как региональных, так и федерального бюджетов.

Аргумент четвертый. Контроль Россельхознадзора за реализацией органами исполнительной власти субъектов исполняемых ими собственных полномочий в области ветеринарии будет являться нарушением принципа самостоятельности осуществления органами государственной власти Российской Федерации полномочий в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.

Аргумент пятый. Наделение Россельхознадзора полномочиями по контролю за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации собственных полномочий в области ветеринарии приведет к дублированию функций прокуратуры.

Аргумент шестой. Внесение указанных изменений приведет к увеличению количества проверок и снижению эффективности работы проверяемых органов.

Об этом же на конкретных примерах говорила начальник Управления ветеринарии Костромской области Антонина Шигорева, которая на июньском совещании в Совете Федерации сообщила следующее: «Я провела анализ, кто проверял управление ветеринарии. За два года в отношении управления ветеринарии было осуществлено 17 контрольно-надзорных мероприятий. Областной прокуратурой, Межрегиональной природоохранной прокуратурой, Россельхознадзором. То есть, практически раз в два месяца, а то и чаще проводились проверки деятельности управления ветеринарии в части исполнения ветеринарного законодательства и в части осуществления контроля и надзора в рамках закона № 294. По результатам проверки было выявлено одно, даже не нарушение, которое не повлекло наказаний со стороны контролирующих служб. Вместе с тем было затрачено 174 дня каждый год, огромное количество средств материально-технического обеспечения»

Стоит напомнить, что точка зрения большинства участников июньского совещания, за исключением представителя Московской области и руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации, оказалась противоположной мнению, которого придерживается сенатор Сергей Лисовский и которое он высказал на встрече с представителями Правительства РФ и Минсельхоза.

Развитие событий после июньского совещания в Совете Федерации, к сожалению, позволяет сделать вывод о том, что мнение представителей ветеринарных служб субъектов в палате регионов выслушали, но проигнорировали. Сразу по окончании мероприятия на сайте Совета Федерации появилось сообщение о том, что участники совещания «предложили наделить Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору полномочием по контролю (надзору) за полномочиями в области ветеринарии, осуществляемыми субъектами Федерации. Одним из этапов реформирования системы, по их мнению, должна стать передача с регионального на федеральный уровень полномочий в сфере государственного ветеринарного надзора».


Впоследствии не без вмешательства экспертов Ассоциации «Ветбезопасность», к которым обращались представители региональных ветеринарных служб, отстаивавшие на совещании совершенно иную позицию, согласованную, в частности, с губернаторами, удалось настоять на внесении поправок в текст, размещенный на сайте Совета Федерации по итогам мероприятия.

Однако, похоже, начальник Управления ветеринарии Санкт-Петербурга Юрий Андреев был прав, когда в выступлении на июньском совещании заметил: «Мы много раз принимали участие в обсуждении проектов нормативных актов. С 2015 года Санкт-Петербург внес более 100 предложений по обсуждаемым проектам, в том числе по ветеринарным правилам. Практически 100% откликов не было учтено. В ряде случаев без предупреждения нам просто не дали, не позволили принять участие в обсуждении, например приказа Минсельхоза № 589. Потому что на три недели раньше свернули обсуждение, и мы не могли высказать свою позицию. Говорю это потому, что очень не хотелось бы, чтобы ради формулировки «проведено с участием представителей субъектов Российской Федерации» прошло сегодняшнее совещание».

Приведенные факты указывают на то, что позицию регионов не слышат в Совете Федерации. В подписанный представителем Курганской области Сергеем Лисовским протокол по итогам совещания «О совершенствовании мер государственного ветеринарного контроля в Российской Федерации» не были включены мнения и предложения большинства участников совещания – представителей региональных ветеринарных служб. А на встрече с вице-премьером и министром сельского хозяйства сенатор заявил о едином выводе – возвращать полномочия Россельхознадзору в виде государственного контроля за деятельностью ветеринарных служб субъектов Российской Федерации.

Очевидно, что сенатор выдает желаемое за действительное. Видеозапись встречи с представителями Правительства РФ в Совете Федерации доступна здесь. (Вопрос о контроле сенатор задает на 39-й минуте.)

Источники фото: http://government.ru и http://council.gov.ru

2166 просмотров
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика