Под честным знаком

Рубрика:
Репортажи
Под честным знаком

Заключительный репортаж с международного форума «Антиконтрафакт-2018», который прошел на минувшей неделе в Москве, посвящен задачам цифровой маркировки и системе прослеживания оборота продукции в России и соседних странах. Чем маркировка поможет потребителю, бизнесу и государству? Что уже сделано для реализации проекта, а какие вопросы остаются предметом дискуссий?

По данным Росстата, оборот нелегальной продукции в прошлом году приблизился к отметке в 3 трлн руб. Сегодня доля контрафакта на рынке минеральной воды составляет 20–25% (по отдельным товарам до 60%), молочной продукции – до 25%, лекарств – 2–3% (по некоторым данным, до 10%), сообщили представители Минпромторга, координатора проекта по введению системы маркировки. Вся эта продукция наносит ущерб экономике страны, легальному бизнесу, причиняет вред здоровью населения.


В качестве способа решения проблемы рассматривается введение цифровой маркировки, о целях и задачах которой шла речь на нескольких секциях форума. Одно из заседаний провел директор Центра развития потребительского рынка России Московской школы управления Сколково, член общественного совета Минпромторга РФ Илья Ломакин-Румянцев

На вопрос о причинах, заставивших российское правительство заняться цифровой маркировкой, модератор попросил ответить директора департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Никиту Кузнецова.


"Внедрение системы, если сделать с умом, правильно, по-человечески и нормально (это важное дополнение), позволяет решить ряд задач и проблем, которые можно разделить на три группы", – сказал чиновник. Первая – оптимизация затрат. Цифровизация процесса движения товара дает возможность сократить издержки («создается система, при которой работать будет дешевле». Вторая задача – фискальная, особенно актуальная для подакцизных товаров, например табака и алкоголя. Система облегчит процедуры начислений и уплаты акцизов, других платежей в бюджет. Применительно к продуктам питания появится возможность автоматически управлять сроками годности. Если срок годности подходит к концу, логично снизить цену товара, а не возвращать его производителю. Третья задачи – борьба с незаконным оборотом продукции. Возможно, маркировка и не способна полностью решить эту задачу, но затруднить незаконный оборот – сможет, уверен представитель Минпромторга.

При достижении этих целей компании вправе рассчитывать на сокращение издержек, а бюджет – на рост доходов. Маркировку следует воспринимать не как этикетку на товаре, а как систему прослеживания продукции. Участники рынка могут вносить свои предложения в Государственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, возглавляемую министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым. «Есть идеи – давайте предложения, комиссия работает», – сказал Никита Кузнецов.

О том, как государство намерено добиваться поставленных целей, рассказал исполнительный директор Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Дмитрий Алхазов. С его выступлением на тему «Цифровая система цифровой маркировки и прослеживания товаров» связана любопытная деталь. Когда после некоторой технической заминки слайды презентации удалось наконец запустить, он позволил себе ремарку: «маркировка будет внедряться проще, чем то, что вы сейчас увидели».


Один из основных принципов системы состоит в том, чтобы не только маркировать, но и контролировать продвижение корректно промаркированной продукции. Система позволит обратить внимание или не допустить к реализации (как решит регулятор) продукцию, не прошедшую соответствующие процедуры. Единый оператор маркировки для всех групп товаров создан на принципах государственно-частного партнерства. Оператор отвечает также за ведение каталога товаров, подлежащих маркировке.

Цифровым средством идентификации служит код – уникальный, неповторимый, применимый к любому физическому носителю. Двумерный код формата Data Matrix, внешне похожий на широко известный QR-код, наносится на упаковку. После отгрузки с производства система отслеживает движение товаров внутри оптовой цели (при ее наличии) и до момента выбытия (в общих случаях это касса, в отношении лекарственных средств – и лечебные учреждения).

Много дискуссий ведется на тему безопасности кода и самой системы. Для защиты кода применяются отечественные криптоалгоритмы. Как пояснил Дмитрий Алхазов, это не позволит ввести в оборот дубликаты партий продукции либо подделать партию. Однако криптозащита удлиняет код, и его надо уметь наносить, но эта задача – решаемая.

Пользователи каталога те же, что и у системы маркировки. Сейчас при участии торговых сетей централизованный справочник маркируемых товаров активно наполняется. Как ожидается, это позволит исключить дублирование позиций товарной номенклатуры той или иной индустрии.

В распоряжении граждан уже есть инструмент общественного контроля – мобильное приложение. Если навести телефон на товар, маркированный честным знаком (символ системы), можно выяснить происхождение и параметры товара.


Таким образом, общая схема работы системы примерно такова: цифровой код на продукцию наносит производитель, путь движения товара фиксируется на каждом этапе, в магазине товар размещается на полке после сканирования кода, факт продажи товара означает, что код выходит из оборота, справки о товаре потребитель может навести через мобильное приложение. В информационной системе хранится только открытая часть кода. В ходе общественного контроля нелегальную продукцию можно будет выявить путем проверки кода и чека.

Маркировка и доверие

При маркировке товаров, перемещаемых по территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), возникает немало технических вопросов. В частности, криптоалгоритмы и методики в государствах различаются. Нельзя использовать один и тот же алгоритм в нескольких странах.

По словам Дмитрия Алхазова, «мы исходим из того, что если какая-то группа товаров, которая перемещается через границу, промаркирована в стране-производителе, и можем получить эту информацию, то по умолчанию не будем проверять коды, а будем доверять сведениям, которые хранятся в соответствующей системе маркировке страны-экспортера». А если промаркированный в России товар перемещается на территорию других государство и потребуется проверить корректность нанесенного кода, то также необходимо будет предоставить механизм для его проверки. 

Возможен и третий сценарий – по мнению экспертов, достаточно распространенный. На территорию России поступает товар, который по нормам страны-производителя не маркируется. «В таком случае сохраняется возможность промаркировать его в нашей системе», – пояснил Дмитрий Алхазов.

В режиме эксперимента

Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р и предусматривает десять товарных групп. Пилотные проекты реализуются в фармацевтической и табачной индустриях. В июле начался эксперимент по маркировке обуви – в системе зарегистрировались первые пользователи. К настоящему времени дальше других в маркировке продукции продвинулась табачная индустрия.


Проблема контрафакта в этой сфере носит глобальный характер. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год в мире продается 600 млрд штук нелегальных сигарет. В нашей стране объем реализации такой продукции достиг 8,4%. Потери бюджета в виде недополученных акцизов и НДС оцениваются в 50 млрд руб, сообщил директор по связям с ЕАЭС и защите торговых марок Philip Morris Int. в России Александр Мироненко. Эксперты считают необходимым ужесточение санкций за производство нелегальной продукции и установление минимальной цены на сигареты.

Первые десять месяцев проведения эксперимента по маркировке табачных изделий позволили сделать вывод об эффективности создаваемой системы, обеспечивающей прослеживание товара. Наносимый на каждую пачку код включает код проверки в системе, и легко проверяется с помощью смартфона. При этом важно, чтобы систему можно было бы интегрировать с другими цифровыми системами, которые будут запускаться на территории государств – членов ЕАЭС.


Эксперимент с маркировкой табачной продукции в Казахстане начался в октябре этого года и продлится до марта. Оператором выступает компания «Казахтелеком». По словам управляющего директора по ИКТ услугам этого оператора Бикеш Курмангалиевой, линии настроены, оборудование протестировано, вскоре начнется маркировка первых пачек сигарет. На март 2019 года запланирован ввод системы в промышленную эксплуатацию.

В фарминдустрии также реализуется пилотный проект. Заместитель генерального директора компании STADA CIS Иван Глушков отметил, что с введением маркировки добросовестные производители получат преимущества. 

Немаленькие для каждой отдельной компании затраты на создание системы он предложил считать не расходами, а инвестициями, которые окупятся быстро. Правда, при соблюдении ряда условий. Принципиальными моментами он назвал готовность нормативной базы («ждем с лета»), сроки, а также доступ бизнеса к информации, накапливаемой в государственной системе. По умолчанию такие сведения недоступны участникам оборота, но вопрос решается на законодательном уровне. Эксперт подчеркнул, что доступ к данным – одно из условий эффективности этой системы для бизнеса.

Иван Глушков вспомнил, как в 2005 году, на этапе введения ЕГАИС примерно полгода легальная продажа алкоголя была невозможна, так как система не работала. «Это худший сценарий развития событий. Для рынка лекарственных препаратов не хотелось бы его повторять. Надеюсь, перечисленные вопросы будут решены. А после 1 января 2020 года в аптеке никому не откажут в отпуске препарата только по причине технической недоступности системы», – сказал эксперт.

Белорусский опыт

В соседней стране система маркировки товаров действует на протяжении 13 лет, устраивает госорганы республики и бизнес, сообщил на заседании секции заместитель начальника управления электронных систем контроля Главного управления контроля реализации товаров и услуг Республики Беларусь Вячеслав Майковский. Цели маркировки – те же, что и у системы, создаваемой в России, а схема ее осуществления довольно простая. Состоит система из нескольких основных элементов: контрольных классификационных знаков, бланков строгой отчетности (реализуются организациями, подчиненными Минфину), механизма учета и контроля знаков (информация вносится в специальную систему) и порядка приобретения знаков (только после одобрения заявки налоговым органом по месту постановки субъекта на учет, что означает отсутствие к нему претензий со стороны фискальных органов).


В 2015 году национальную систему дополнили после того, как государства ЕАЭС подписали соглашение о реализации пилотного проекта по маркировке изделий из меха. В ней появились новые элементы. В частности, теперь товар описывается по международным стандартам, информация заносится в каталог товаров и межведомственную систему, реализован механизм обмена информацией между странами – членами ЕАЭС в рамках трансграничной торговли. Для хозяйствующих субъектов, которым трудно разобраться в тонкостях маркировки, предусмотрен механизм оказания услуг, сопутствующих внедрению такой системы.

Сегодня в Белоруссии контрольными знаками маркируются 22 товарные группы. Часть из них совпадает с группами товаров, подлежащих маркировке в России. В феврале в ЕАЭС было подписано очередное соглашение о средствах идентификации (к слову, Белоруссия первой его ратифицировала). Поэтому в повестке дня – очередная модернизация существующей системы. Предусмотрены создание средств идентификации (взамен бланков строгой отчетности), обновление порядка нанесения средств идентификации на товар и возможность добавления в систему информации об этапах оборота продукции.


Представитель Белоруссии также отметил важность нормативно-правового регулирования системы прослеживания товаров на территории ЕАЭС. Соответствующее соглашение о прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию евразийского экономического пространства, в начале декабря будет вынесено на рассмотрение совета ЕЭК и направлено в государства союза для выполнения внутригосударственных процедур.

Вячеслав Майковский сообщил, что по ряду товарных групп Белоруссия готова перенять опыт Российской Федерации. Если интересно контролировать движение товара в отношении каждой единицы, то этот товар планируется маркировать и следить за его оборотом. Но одновременно маркировать и прослеживать все товарные группы в республике не собираются.


Если кратко резюмировать выступления других участников заседания, то сегодня сохраняется неопределенность в отношении иерархии национальных систем маркировки и регламентов ЕАЭС. Системы различаются платформами, перечнем товаров и требованиями к используемым меткам, а также находятся в разных стадиях реализации.

Вместо заключения

Московский форум «Антиконтрафакт» завершился. По результатам дискуссий в рамках деловой программы был принят меморандум, в котором перечислены первоочередные задачи. В этот список входят создание на территории ЕАЭС системы цифровой маркировки, обеспечение безопасности и повышение качества промышленной продукции в строительной, кабельной, пищевой, фармацевтической и других отраслях, подготовка кадров в сфере противодействия незаконному обороту продукции, защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и т. д.


Особого внимания заслуживает вопрос повышения требований к органам сертификации. Следует привлекать технических экспертов к аккредитации таких органов и проведению проверок, сформировать реестр добросовестных производителей, в частности строительных материалов и др. Предлагается также создать единый координационный центр в сфере технического регулирования.

В следующем году форум «Антиконтрафакт-2019» пройдет в Армении.

961 просмотр
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика