Сенатор, региональные и федеральные чиновники разошлись во мнениях о передаче полномочий

Рубрика:
Репортажи
Сенатор, региональные и федеральные чиновники разошлись во мнениях о передаче полномочий

6 июня в Совете Федерации состоялось обсуждение вопросов совершенствования мер государственного ветеринарного контроля в нашей стране. Совещание, в котором участвовали представители Минсельхоза России, Россельхознадзора, региональных ветеринарных служб, Ассоциации «Ветбезопасность», Национальной мясной ассоциации, прошло под председательством сенатора Сергея Лисовского. Как и предполагалось, ключевым стал вопрос реформирования системы госветнадзора. Обсуждение было острым и продолжительным. Однако стороны не смогли прийти к единому мнению относительно необходимости передачи с регионального уровня на федеральный полномочий в сфере государственного ветеринарного надзора.

Открывая совещание, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по АПК и природопользованию Сергей Лисовский предложил говорить преимущество о проблемах. Как показало обсуждение, их накопилось немало. По ходу совещания выступавшие заостряли внимание на многих вопросах, требующих решений. Обеспечение эпизоотического благополучия, продовольственной безопасности – комплексная задача.


Разбалансированной назвал ситуацию руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, объяснив это тем, что система, когда органы в субъектах сами планируют, исполняют и сами надзирают, не работает. «Ветеринарные службы субъектов не заинтересованы в том, чтобы показывать, что у них происходит. А когда они это показывают, то попадают под ограничения», – отметил чиновник и привел факты сокрытия заболеваний в ряде регионов. «Нужно законодательно часть надзора за субъектами осуществлять. Хотим мы этого или нет, мы к этому все равно придем», – сказал глава ведомства.


Заместитель министра сельского хозяйства Евгений Непоклонов сослался на обсуждения, которые проводились в округах. По его словам, состояние дел в ветслужбах регионов не просто оставляет желать лучшего, оно настолько сложное, что трудно контролировать происходящие процессы, обеспечивать благополучие. Сепаративное ведение ветеринарной деятельности по субъектам не способствует ее эффективности. «Ветеринарная служба должна быть единой», – уверен представитель Минсельхоза. Он напомнил о совещании в Краснодаре в марте этого года, в протоколе зафиксировано «проработать вопрос о передаче с регионального уровня на федеральный полномочий в сфере государственного ветеринарного надзора». Евгений Непоклонов привел точку зрения, согласно которой нужно сохранить механизм, при котором региональная ветслужба будет обеспечивать благополучие на территории субъекта, а федеральная служба – надзор за тем, как эти полномочия исполняются.


Среди представителей региональных ветслужб первым получил слово начальник Главного управления ветеринарии Московской области Максим Ереза, который в самом начале выступления заявил следующее: «Риторику разводить не считаю нужным. Абсолютно согласен с Евгением Анатольевичем (Непоклонов – прим. ред.) по поводу того, что служба должна быть единой, иметь единую вертикаль власти».

Затем предоставили слово участникам обсуждения, которые были не столь категоричны, и их мнения отличались от прозвучавших в самом начале совещания.


По словам начальника Управления ветеринарии Брянской области Николая Шлыка, ветеринарная служба субъекта справляется со стоящими перед ней задачами. И контроль должен осуществляться на месте.


«Говорить о том, что у нас эффективная государственная ветеринарная служба, было бы большим-большим преувеличением, – так начал свое выступление руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. –Последние десять лет постоянно обсуждаются многочисленные проблемы в системе государственного ветеринарного контроля и надзора. Какое-то политическое решение уже принято, чтобы вертикаль в той или иной форме восстанавливать, это сложный процесс, но необходимый». Никакие границы микробам и вирусам неинтересны. «В условиях серьезных эпизоотических угроз в ряде субъектов не всё сработает четко, если между регионами или над регионами не будет командующего. Разговоры о том, чтобы армия была раздроблена, надо заканчивать», – заключил представитель ассоциации.


Заместитель руководителя Управления ветеринарии Воронежской области Игорь Болдырев акцентировал внимание на том, что с обеспечением эпизоотического благополучия регион справляется, но есть ряд проблем. Для их решения прежде всего нужно принять единую систему регистрации животных в Российской Федерации, чтобы оценивать существующие риски. В дополнение к федеральной системе единого реестра животных необходим федеральный реестр транспортных средств, который позволит контролировать их перемещение. Основные риски распространения особо опасных болезней связаны с нелегальными перевозками. Что касается регионального надзора, то нужно обязать владельцев предоставлять сведения о наличии животных, ввести санкции за предоставление заведомо ложных сведений.


Одним из самых аргументированных было выступление начальника Управления ветеринарии Костромской области Антонины Шигоревой. По ее словам, важно понимать, где куётся эпизоотическая безопасность. Не на федеральном и даже не на региональном уровне, а в низовых звеньях – районных ветеринарных станциях, где разрабатывается комплекс противоэпизоотических мероприятий. Очень остро стоит вопрос контроля за деятельностью региональных ветеринарных служб. «Как показал мой анализ, за два года в отношении управления ветеринарии было осуществлено 17 контрольно-надзорных мероприятий. Раз в два месяца, а то и чаще проводились проверки прокуратурой, Россельхознадзором. Было выявлено одно незначительное нарушение, которое не повлекло за собой наказания. Вместе с тем было затрачено 174 дня каждый год, огромное количество средств. Поэтому утверждать, что сегодня нет контроля за региональной ветеринарной службой, – не совсем правильно», – отметила Антонина Шигорева.

Опыт руководителя службы ветеринарии Костромской области позволил сделать еще один вывод. В свое время районное звено лишили контрольно-надзорных полномочий, что привело к увеличению сроков прохождения нормативно-правовых актов, устанавливающих карантин, и, как следствие, снизило оперативность принятия мер. Передача всех полномочий на федеральный уровень еще больше удлинит продолжительность данного процесса. А эффективность принимаемых мер окажется под большим вопросом.


Президент Ассоциации «Ветбезопасность» Лилия Сургучёва заострила внимание на необходимости анализа эффективности не только региональных ветеринарных служб, но и федеральных органов исполнительной власти в сфере ветеринарии. Насколько продуктивна деятельность структур, отвечающих за федеральный ветеринарный надзор? В частности, такой вопрос возникает, если проанализировать, как проникают на территорию России трансграничные болезни. Поэтому и нужно оценивать эффективность всех звеньев системы ветеринарии. «Ответственность за обеспечение эпизоотического благополучия остается за регионами», – напомнила Лилия Сургучёва. 

Особое внимание эксперт обратила на отсутствие ветеринарных правил, других нормативных актов, что не способствует повышению эффективности работы региональных ветеринарных служб. По данным экспертов «Ветбезопасности», около 50 принятых в советское время нормативных актов должны быть инкорпорированы или признаны недействующими. 11 актов по болезням принимались в 50–70-е годы прошлого века. Лилия Сургучёва выступила с предложением интенсифицировать процесс разработки и принятия ветеринарных правил.


«Что касается разграничения полномочий по надзору, то организации и предприниматели вне зависимости от предмета деятельности подвергаются контролю и со стороны Россельхознадзора, и со стороны субъектов, что не может не вызывать негативной реакции. Эти случаи надо исключить, чтобы не было такого, как по Райкину, кто за пиджак отвечает. Не менее важно оценить издержки по переданным регионам полномочиям (как показывает практика, субъект на эти цели тратит 1,5 млн руб. в год). Нужно сопоставить объем имеющихся полномочий и получаемый результат», – сказала руководитель Ассоциации «Ветбезопасность».


Первое обсуждение будущей структуры ветеринарной службы состоялось в Нижнем Новгороде в 2002 году, напомнил начальник Управления ветеринарии Санкт-Петербурга Юрий Андреев. Касаясь вопроса передачи полномочий госветнадзора с регионального уровня на федеральный, он сказал, что это потребует не только значительных финансовых затрат из бюджета, но и не обеспечит повышения эффективности и результативности госветнадзора. Так как исполнение государственного ветеринарного надзора Россельхознадзором в пунктах пропуска через госграницу РФ показало, что за время, прошедшее после создания этого ведомства, на территорию нашей страны были занесены ряд болезней, в частности АЧС, блютанг, чума мелких жвачных животных.


Вопрос надзорной деятельности в отношении граждан – владельцев животных затронула в своем выступлении заместитель председателя Комитета ветеринарии при правительстве Калужской области Елена Пыко. Третья часть всех нарушений в сфере ветеринарии, которые выявляются на рынках, ярмарках, приходится на эту категорию. В контексте данной проблемы передача полномочий госветнадзора с регионального на федеральный уровень будет выглядеть странно. Получится, что региональная служба оформляет документ, фиксирующий нарушение, и отправляет его на федеральный уровень. Не усугубит ли это ситуацию? «Считаем целесообразным оставить госветнадзор на уровне субъектов», – резюмировала представитель Калужской области.


Заключительным на совещание стало выступление руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Нины Пелевиной. По ее мнению, проблема с ветнадзором – в дублировании и раздвоении ветеринарной службы. Есть законодательная база, а есть закон жизни: прав тот, у кого всегда больше прав. Тема передачи полномочий обсуждалась в правительстве Ульяновской области. 

«Мы за сохранение этих полномочий. Тот, кто несет ответственность за проведение противоэпизоотических мероприятий, должен иметь права, располагать административным ресурсом по регулированию процесса. Иначе получится, что вся ответственность за губернатором, а прав никаких. Это неэффективно. Поэтому я доношу мнение правительства Ульяновской области – сохранить региональный ветеринарный надзор», – подытожила Нина Пелевина.

На этой фразе можно было бы поставить точку в репортаже. Однако не получается.


По просьбе представителей региональных ветеринарных служб не можем не сказать о том, что по окончании совещания на сайте Совета Федерации http://www.council.gov.ru/events/news/93263/ появилось сообщение. В нем говорится, что участники совещания «предложили наделить Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору полномочием по контролю (надзору) за полномочиями в области ветеринарии, осуществляемыми субъектами Федерации. Одним из этапов реформирования системы, по их мнению, должна стать передача с регионального на федеральный уровень полномочий в сфере государственного ветеринарного надзора».


Как следует из аудиозаписи, цитат, приведенных в репортаже, такой точки зрения придерживаются представители не всех региональных ветеринарных служб. Выступления некоторых участников состоявшегося совещания мы приведем полностью в последующих материалах на портале. Следите за нашими публикациями. 

1218 просмотров
Нужно авторизоваться
Все комментарии:
2 комментария
Можно будет сразу бросать работу! Некому на земле работать!
Прав Андреев, они нанесли ущерб стране им еще и полномочия регионов передавать! Было бы еще кому, там же нет профессионалов, специалистов, практиков- одни кумовья да кумы!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика