Загадка «Меркурия»

Рубрика:
Репортажи
Загадка «Меркурия»

Одной из тем обсуждения на недавнем форуме субъектов предпринимательства в сфере зообизнеса стала работа в системе «Меркурий». Организаторы постарались дать возможность всем желающим обратиться за уточнениями и разъяснениями к представителю Россельхознадзора. Много вопросов поступило по электронной почте накануне мероприятия, немало было задано участниками форума. По нашим наблюдениям, одна из загадок «Меркурия» состоит в том, что по мере освоения системы количество вопросов не уменьшается. И это несмотря на то, что конференции, совещания и прочие заседания, посвященные ФГИС в ветеринарии, проходят едва ли не ежедневно. В очередной раз обращаемся к теме «Меркурия», теперь к вопросам пользователей, представляющих предприятия зообизнеса.

«Сколько ни обсуждай «Меркурий», а вопросы все продолжают поступать», – так ведущая заседания, генеральный директор Союза предприятий бизнеса Татьяна Колчанова анонсировала выступление на XV форуме субъектов предпринимательства в сфере зообизнеса руководителя информационно-вычислительного центра Россельхознадзора Александра Осминина.

Доклад, успевший стать классическим (такое слово употребил сам Александр Осминин, не раз выступавший с ним перед пользователями системы), начался с сообщения о текущей ситуации с оформлением электронных ветеринарных сертификатов. В январе было зафиксировано снижение количества ЭВС. Причина – не только в новогодних каникулах, но и в последствиях принятого решения о переносе срока перехода к оформлению документов в электронном виде. По мнению Осминина, участники оборота продукции и ветслужбы неправильно восприняли данное решение – перестали готовиться к сертификации, снизили темпы освоения системы и новых правил.

Кроме того, количество обращений в техподдержку системы уменьшилось почти в семь раз. Если в декабре 2017-го в сутки поступало 700 обращений по электронной почте и звонков, то в январе, феврале их всего около 100. Докладчик посоветовал аудитории не откладывать подключение к системе на последний момент: «Наши специалисты летом будет очень перегружены, поэтому если вы отложите подготовку, это создаст дополнительные сложности».

Рассказывая об аттестации специалистов для оформления электронных ветеринарных сертификатов, он сообщил, что такая работа началась в 31 субъекте. Всего аттестовано 259 специалистов, месяцем ранее было 163.

В настоящее время доступны две версии системы: 1.4 и 2.0 с расширенными функциями, например такими, как мультимодальные перевозки, связанные документы и др. В мае планируется выход версии 2.1 с новыми функциями, в частности, речь идет о возможности пакетного гашения и пакетного оформления транспортных ВСД, приеме ветеринарных сопроводительных документов из информационной системы AITS Республики Беларусь. В июне версия будет запущена на продуктивном шлюзе. Параллельно будут функционировать версии 1.4 и 2.1. Рассматривается возможность запуска в июне на пилотной версии еще одного интеграционного шлюза. Но окончательное решение пока не принято.


Сессия вопросов, адресованных Александру Осминину, началась с просьбы разъяснить индивидуальным предпринимателям возможности системы «Цербер».

Вопрос о внесении субъектов в систему «Цербер»: как должен поступить индивидуальный предприниматель, который занимается доставкой, или интернет-магазин, у которого нет ни склада, ни офиса? Как вводить данные в систему?

Ответ: по нашему мнению, основную роль в ведении реестров поднадзорных объектов должны играть госветслужбы, управления ветеринарии субъектов, на территории которых находится объект. Не все ветслужбы вносят подробную информацию по своим субъектам в систему «Цербер», поэтому остаются сложности при оформлении сертификатов. Как этого избежать? Как говорилось в докладе, хозяйствующий субъект может получить возможность вносить в систему «Цербер» площадки, с которыми работает. Для этого можно обратиться в территориальное управление Россельхознадзора с просьбой о внесении этих объектов или о предоставлении ему права внести объекты самостоятельно.

– В докладе шла речь о крупных участниках рынка. Получается, такое право обращения должно быть делегировано всем – независимо от размера компании, числа клиентов, вплоть до ИП, который, в свою очередь, может вносить в систему и других индивидуальных предпринимателей?

– Если участник оборота осуществляет поставки в несколько, множество точек, то такое эксклюзивное право регистрации площадок ему также может быть предоставлено.

Вопрос: многих участников рынка волнует вопрос утилизации продукции. У госветслужбы, территориальных органов нет единой позиции по этому вопросу – как оформлять и кто должен давать разрешение. Я имею в виду, например, просроченный товар или испорченный мешок, который нельзя реализовать. Как это предусмотрено в системе «Меркурий»?

Ответ: в идеале на партии продукции, которая должна подвергаться утилизации, также должны оформляться электронные ветеринарные сопроводительные документы. В данный момент уточняются три приказа Минсельхоза, которыми определяется, кто может оформлять эти сертификаты на продукцию, подлежащую утилизации. Должны быть изменения к приказам № 646, 647, 648. Различают несколько причин утилизации. В случае низкого риска, когда утилизируется готовая продукция, например, упавшая и поврежденная коробка, оформлять сертификат может действующий субъект. Другой пример – утилизация отходов на бойнях. В этом случае сертификат могут оформлять только ветврачи. Конкретные случаи будут определены в указанных приказах.

– Как поступать сейчас?

– Пока изменения не вступили в силу, то корректировку остатков можно выполнять с помощью инвентаризации. Естественно, этим не нужно злоупотреблять, инвентаризация должна применяться в основном по назначению. Но в начале работы системы эту функцию можно использовать и для корректировки остатков в случае утилизации.

Вопрос: как быть с сырьем, которое проходит, но на производстве подконтрольном не используется?

Ответ: можно использовать инвентаризацию. Кроме того, одна из новых функций, которая будет реализована в системе версии 2.1, – это указание даты производства и сроков годности. В данный момент срок годности может быть задан строкой. Зачастую этой возможностью злоупотребляют и пишут срок годности «смотри на упаковке». Поэтому система не может отследить движение сроков годности и не может автоматически аннулировать или списать этот объем. В результате изменения мы запретим указывать срок годности строкой, его можно будет указать только датой. Причем в разных ее вариантах. Не будем в обязательном порядке требовать дату с точностью до дня. Может быть месяц, год, диапазон этих вариантов и списочное значение. Такая формализация, по нашему мнению, позволит четко указывать срок производства, срок годности, за счет чего можно списывать остатки по складам.


Вопрос: можно ли проводить транзакцию, если на производстве подконтрольного продукта идет не только подконтрольное сырье, но и другие ингредиенты? Можно ли в журнал продукции заводить готовый продукт?

Ответ: если в производственной операции используется сырье, подлежащее и неподлежащее ветнадзору, то нужно указывать все компоненты, которые подлежат ветнадзору. Компоненты, которые не являются подконтрольными, не подлежат сертификации, при оформлении производственной операции учитывать и указывать не надо.

Вопрос: у нас врач выполняет транзакцию производства, а без него нельзя обойтись?

Ответ: в данный момент производственные сертификаты может заполнить любой тип пользователя, не обязательно государственный ветврач.

Вопрос: не можем получить доступ в систему, почему?

Ответ: вариантов может быть несколько. Зачастую система не дает оформить сертификат на продукцию, которая предусмотрена приказом № 646. Нужно обратить внимание на указание цели, для которой оформляются сертификаты. Система учитывает не только продукцию, которая сертифицируется, но и цель, с которой она производится или перемещается. То есть, нужно проверить цели и установить соответствующую в системе. В 90% случаев система должна оформить сертификат. Если это не ваш случай, нужно зайти в паспорт, проверить права, выданные специалисту, возможно, не проставлены права.

Вопрос: как можно исправлять неизбежные ошибки на начальном этапе работы в системе? Станция по борьбе с болезнями животных может помочь в этом?

Ответ: если ошибки обнаружены в уже оформленном сертификате, то этот документ должен быть аннулирован и переоформлен. Исправлять ошибки в сертификате нельзя.

Вопрос: как отправлять продукцию в Калининград, если таможенники других стран требуют документы на бумажном носителе?

Ответ: с ветслужбами зарубежных стран достигнуты договоренности о том, что они будут принимать сертификаты, оформленные в системе «Меркурий», и распечатанные на бумаге. Специфика в том, что до сих пор сертификаты оформлялись на сборные партии, когда нескольким позициям продукции соответствовал один документ (в нем было несколько позиций). В случае перехода на ЭВС один сертификат – это одна позиция продукции. При ее перемещении в Калининград либо из Калининграда вместо одного сборного сертификата оформляется несколько. Ветслужбы зарубежных стран расценивают это так, что все процедуры контроля умножают на количество документов. К нам поступила просьба дать возможность распечатать электронные сертификаты, оформленные в «Меркурии», на одном бланке для предъявления ветслужбе, чтобы не взималась сверхплата за множество бланков. Такая возможность реализована.


Вопрос: как осуществлять отправку в другие страны, и где на такие товары можно получить сертификат?

Ответ: что касается случаев экспорта, то еще ни она из стран не подтвердила готовность принимать сертификаты в электронном виде, поэтому экспортная продукция будет оформляться на бланках.

Вопрос: в какой срок необходимо гасить сертификаты? Какой срок с момента отправки является бессанкционным? Вопрос возник в связи с конкретной ситуацией: машину с грузом отправили, но в «Меркурий» не внесли – Интернет не работал…

Ответ: срок приемки – одни сутки после поступления продукции на предприятие. Что касается отгрузки, то как только партия покидает площадку, она должна сопровождаться транспортным сертификатом. Иначе это будет считаться нарушением. Если сертификат оформляется не в момент отгрузки партии, а позже, то это на ваш страх и риск.

– Но если в момент оформления отсутствует интернет-доступ?

– Это не является причиной для того, чтобы сертификаты не были оформлены. Хозяйствующий субъект должен позаботиться о надежном подключении к интернету. Сейчас возможностей для резервирования достаточно – есть мобильный интернет, можно использовать услуги провайдеров. Сложностей в этом мы не видим.

Вопрос: в перечне нет многих видов продукции, которые мы получаем, например проса. Что делать?

Ответ: используемый в системе справочник продукции постоянно пополняется. Если какая-то позиция в нем отсутствует, нужно обращаться в службу техподдержки, указать наименование продукции и код ТН ВЭД.

Вопрос: вышли Методические указания по обеспечению функционирования ФГИС в области ветеринарии, в одном из разделов обнаружили шесть пунктов, где среди прочей продукции указаны лекарственные средства. Ранее они не вносились в «Меркурий», в приказе № 589 нет лекарственных средств? Откуда они появились в методических указаниях?

Ответ: вообще жизненный цикл разработки нормативных документов отличается от жизненного цикла разработки программного обеспечения. В каких-то случаях нормативные акты опережают разработку ПО и наоборот. Есть такие несоответствия. Рано или поздно они сойдутся.

После этого ответа Татьяна Колчанова заметила, что «идея введения прослеживаемости лекарственных средств давно витает в облаке, небе, в умах. Много лет мы это обсуждаем, вроде как она нужна. Но в то же время в отношении лекарственных препаратов много различных контролирующих процедур – сертификация, мониторинг, фармаконадзор, выборочный контроль качества, регистрация. Мы в свое время с Николаем Анатольевичем (Власовым, замруководителя Россельхознадзора – прим. ред.) договаривались, что если вводить прослеживаемость, то какие-то виды процедур нужно ликвидировать, чтобы облегчить жизнь производителям».


Участники форума в очередной раз обратили внимание на неверное отражение цели поступающей партии товара, поскольку ветеринарный врач, оформляющий документы на таможне, заводит в систему продукцию, которая не требует разрешения, однако цели в данной строке заданы некорректно в отношении зоопродукции. Александр Осминин заверил, что проблема скоро будет устранена.

Как показывает опыт проведения мероприятий, время, отведенное на разговоры о системе «Меркурий», истекает раньше, чем заканчиваются вопросы. Либо на фоне усталости от услышанного пропадает желание что-либо выяснять и уточнять дополнительно. Когда возникла закономерная в таких случаях пауза, и микрофон в зале оказался свободным, ведущая заседания произнесла: «Спасибо и до встречи. По моему мнению, после 1 июля вопросов будет гораздо больше».

1783 просмотра
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика