К качеству продуктов по-стратегически

Рубрика:
Новости законодательства

Распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2016 года № 1364-р утверждена Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года. В течение полугода Роспотребнадзор и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти обязаны представить в Правительство РФ план мероприятий по реализации Стратегии. С принятием этого документа заложен фундамент создания национальной системы управления качеством пищевой продукции. Эксперты Ассоциации «Ветбезопасность» проанализировали распоряжение Правительства РФ и выделили ключевые положения Стратегии.  


 Стратегические ориентиры

В документе названы следующие стратегические ориентиры:

– обеспечение полноценного питания;

– профилактика заболеваний;

– увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения;

– стимулирование развития производства и обращения на рынке пищевой продукции надлежащего качества.

Потребительский рынок пищевой продукции как важнейшая часть современной российской экономики требует комплексного и системного развития, говорится в документе.

Питательная среда для фальсификата

Одной из причин оборота на российском рынке фальсификата и продуктов, не отвечающих требованиям здорового питания, в документе названо несовершенство правовых и организационных механизмов, регулирующих качество продукции. Признается также, что загрязнению пищи способствует несанкционированное использование в процессе сельхозпроизводства ветеринарных лекарственных препаратов, которые преднамеренно вводятся в организм продуктивных животных.

Все это приводит к целому ряду негативных последствий:

а) появляются возбудители инфекций с новыми свойствами;

б) повышается тяжесть течения заболеваний, усугубляются последствия перенесенных инфекций;

в) дают о себе знать антибиотикорезистентность и аллергические реакции.

В результате увеличивается стоимость лечения, все чаще требуется оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь.

Ситуация усугубляется тем, что в стране нет единой информационной системы, которая позволяла бы:

– во-первых, прослеживать качество пищевой продукции на всех этапах ее производства и обращения;

– во-вторых, контролировать использование ветеринарных лекарственных препаратов и средств защиты растений;

– в-третьих, идентифицировать ответственных за каждый этап в цепи производства и обращения пищевой продукции.

Трудности с обеспечением качества пищевой продукции обусловлены тем, что недостаточно методов определения соответствующих показателей качества. На положении дел в этой сфере отрицательно сказывается также отсутствие в России производства пищевых ингредиентов и субстанций, например, витаминов, аминокислот, добавок, ферментных препаратов, биологически активных веществ, заквасочных и пробиотических микроорганизмов, пребиотических веществ и т. д.

Слагаемые здорового питания: качество, безопасность, ценность

В Стратегии даны определения качества, безопасности и ценности пищевой продукции.

Под качеством понимается совокупность характеристик пищевой продукции, соответствующих заявленным требованиям и включающих ее безопасность, потребительские свойства, энергетическую и пищевую ценность, аутентичность, способность удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях использования в целях обеспечения сохранения здоровья человека. 

Безопасной признается состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения.

Ценность продукции (энергетическая и пищевая) характеризует наличие и количественное содержание в ней пищевых и минорных биологически активных веществ, определяющих биологическую и физиологическую ценность, калорийность и усвояемость.


Пять целей и десяток стратегических задач 

Обеспечение качества пищевой продукции названо важнейшей составляющей:

1)    укрепления здоровья;

2)    увеличения продолжительности жизни населения;

3)    повышения качества жизни;

4)    повышения спроса и предложения более качественных пищевых продуктов;

5)    соблюдения прав потребителей на приобретение качественной продукции.

 Для достижения указанных целей Стратегии необходимо, в частности, обеспечить:

1) развитие нормативной базы в сфере качества продукции, а также методологической базы для оценки соответствия показателей качества;

2) мониторинг качества пищевой продукции;

3) госконтроль (надзор) и применение мер административной ответственности за несоблюдение требований к качеству пищевой продукции;

4) создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции;

5) разработку и внедрение системы управления качеством пищевой продукции;

6) создание механизмов стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества и принципам здорового питания;

7) создание условий для производства пищевой продукции нового поколения с заданными характеристиками качества;

8) возрождение в России производства пищевых ингредиентов;

9) актуализацию нормативов содержания в пищевой продукции пищевых добавок, вкусоароматических веществ, биологически активных веществ, остатков ветеринарных лекарственных средств и средств защиты растений;

10) приоритетное развитие научных исследований в области питания населения, направленных на повышение качества продукции.

 Право ЕЭС и вопросы качества

Установить обязательные требования к качеству пищевой продукции позволит правовое регулирование таких вопросов в рамках техрегулирования, осуществляемого в соответствии с правом Евразийского экономического союза и российским законодательством о техрегулировании.

Предстоит разработать показатели, характеризующие основные физико-химические, микробиологические и органолептические свойства и иные критерии идентификации для разных видов продукции.

Для отдельных видов пищевой продукции предусмотрено введение сортности или аналогичных характеристик, градаций качества в зависимости от используемого сырья и ингредиентов. Показатели качества пищевой продукции будут введены в технические регламенты на отдельные виды пищевой продукции.

Реализация требований стратегии потребует корректировки положений российского законодательства, связанных с определением качества пищевой продукции и принципов здорового питания.

Стратегией установлена обязательность:

– внесения в маркировку пищевой продукции обозначения стандарта или технического документа, в соответствии с которым она произведена и может быть идентифицирована;

– обоснования сроков годности пищевой продукции.

 Инструменты мониторинга

В документе идет речь о создании общедоступного информационного портала мониторинга качества пищевой продукции. Как ожидается, в рамках мониторинга наряду с пищевой ценностью и потребительскими свойствами будут учитываться потенциально опасные вещества химической и биологической природы, в том числе остаточные количества веществ, используемых для профилактики и лечения болезней продуктивных животных и растений, средств защиты растений, устойчивые к антибиотикам микроорганизмы.

Для осуществления мониторинга предстоит создать единую информационную систему результатов лабораторных исследований пищевой продукции, которые выполняются в рамках госконтроля (надзора). Заинтересованным лицам планируется дать доступ к результатам оценки качества пищевой продукции, проведенной надзорными органами.

В качестве одной из мер повышения ответственности изготовителя (исполнителя и продавца) предусмотрено создание общедоступной информационной базы нарушителей, допустивших производство и выпуск в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям качества. Более того, такие сведения появятся в сети Интернет и станут достоянием всех пользователей.

 Система прослеживаемости

 Авторы документа не обошли вниманием и такую категорию, как прослеживаемость продукции, о чем много говорится в последнее время на всех уровнях. Стратегией предусмотрено создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции. Для этого планируется сделать следующее:

 – во-первых, установить комплексные требования к такой системе, включающие идентификацию участников правоотношений на всех этапах производства и обращения пищевой продукции;

– во-вторых, предусмотреть использование современных технологий маркировки контрольными (идентификационными) знаками пищевой продукции. Такие знаки должны обеспечить идентификацию продукции, содержать сведения о товаре, его производителе, импортере, продавце;

– в-третьих, обеспечить ведение единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции на основе единых организационных, методологических и программно-технических принципов. Тем самым будут созданы условия для совместимости и взаимодействия информационных реестров с иными информационными системами;

– в-четвертых, предоставить доступ к такой системе потребителям и общественным объединениям. Благодаря этому удастся свести к минимуму риск приобретения некачественной пищевой продукции.


Продукты с заданными свойствами

Один из подразделов документа посвящен созданию условий для производства пищевой продукции нового поколения с заданными характеристиками качества, например, специализированных, функциональных, обогащенных, органических продуктов.

 Для организации работы в данном направлении предстоит сделать следующее:

 – обеспечить проведение научных исследований (что позволит разработать рецептуры и составы, технологические приемы и упаковочные материалы для сохранения качества);

 – уточнить такие понятия, как специализированная, функциональная и обогащенная продукции, в частности, определить ее отличительные признаки, эффективности и положительное влияние на здоровье;

 – обновить требования к критериям и методам оценки эффективности свойств специализированной, функциональной и обогащенной пищевой продукции;

 – разработать методологию подтверждения пользы для здоровья

специализированной, функциональной и обогащенной пищевой продукции, в том числе с использованием современных геномных технологий;

 – актуализировать перечень разрешенных пищевых и биологически активных веществ в составе специализированной пищевой продукции и биологически активных добавок к пище, а также растений и продуктов их переработки, объектов животного происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ, запрещенных для использования;

 – усовершенствовать системы прогнозирования рисков развития заболеваний, связанных с контаминацией (от лат. contaminatio смешение) пищевой продукции и нарушениями структуры питания.

Большое внимание в Стратегии уделяется актуализация действующих нормативов содержания в пищевой продукции остатков ветеринарных лекарственных препаратов. В частности, предписано систематически обновлять перечни разрешенных для использования в сельскохозяйственном производстве ветеринарных лекарственных препаратов.

Одним из приоритетов в Стратегии названо развитие научных исследований в области питания населения, в том числе в области профилактики наиболее распространенных неинфекционных заболеваний. В частности, поставлена задача изучения того, какое влияние на организм человека оказывают продукты нового поколения с заданными характеристиками качества.

Механизмы реализации Стратегии

 Среди механизмов реализации документа стоит выделить три основных:

– создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции;

– формирование общедоступной информационной системы мониторинга качества пищевой продукции;

– построение системы управления качеством пищевой продукции.

В заключение отметим необходимость повышения престижа профессий, связанных с сельскохозяйственным производством, хранением и переработкой сельскохозяйственного сырья, технологиями пищевых производств.


По мнению руководителя юридической службы Ассоциации «Ветбезопасность» Сергея Амбросьева, "утверждение Правительством РФ Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года – важный шаг на пути совершенствования правоотношений в сфере продовольственной безопасности. Понимая, что нет пределов совершенству в вопросах качества, в ходе реализации Стратегии необходимо соблюсти баланс между желаемым уровнем качества и безопасности продукции и степенью государственного регулирования данной сферы. Например, относительно прослеживаемости качества пищевой продукции можно согласиться с необходимостью учета в системе процессов обращения пищевой продукции, начиная с ее изготовления. При этом, на мой взгляд, важнее реализовать механизм, который обеспечит попадание в систему прослеживаемости информации об исключительно безопасной продукции, нежели планировать минимизацию рисков приобретения некачественной пищевой продукции посредством обеспечения доступа к единой информационной системе прослеживаемости. То есть, потребителю важнее быть уверенным в том, что приобретаемая им продукция (сырье, из которого она изготовлена) прошла необходимую оценку ветеринарно-санитарного состояния, чем знать, молоко от какой коровы находится в его стакане. В любом случае принятая Стратегия – это план действий. Будем следить за его реализацией и обсуждать разрабатываемые на ее основе проекты нормативных актов".

 www.ветеринария.рф

 

1333 просмотра
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика