С "дорожной картой" по пути к управлению рисками

Рубрика:
Новости законодательства
С "дорожной картой" по пути к управлению рисками

Действующая на федеральном, региональном и муниципальном уровне система контроля и надзора в разных сферах деятельности пока остается неэффективной. Несмотря на расходуемые на эти цели немалые бюджетные средства, далеко не всегда удается выявлять, пресекать и, что самое главное, предупреждать нарушения, которые могут причинить вред. Разговоры о повышении эффективности контрольно-надзорной деятельности ведутся давно. На днях появился план действий. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 559-р утвержден План мероприятий («Дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы. Эксперты Ассоциации «Ветбезопасность» ознакомились с документом и выделили его ключевые положения.

 

Одна из целей реализации утвержденного плана мероприятий, или "дорожной карты" – повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в частности, путем внедрения риск-ориентированной модели исполнения контрольно-надзорных функций уполномоченными на то органами.

В настоящее время контрольно-надзорные органы осуществляют сплошную проверку подконтрольных субъектов с определенной периодичностью, что приводит к нерациональному расходованию ресурсов. Зачастую количество подконтрольных субъектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке. В таком случае государство фактически не в состоянии обеспечивать безопасность результатов деятельности подконтрольных субъектов.

 От сплошной проверки к выборочной

 В мировой практики широко используются методы оценки риска, позволяющие, с одной стороны, снизить административную нагрузку на предприятия, организации, а с другой – повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов.

Если к проведению контрольных мероприятий подходить дифференцированно, то есть в зависимости от степени риска причинения вреда или ущерба, который организация либо частный предприниматель способны причинить охраняемым законом ценностям, то можно значительно повысить эффективность расходования ресурсов, выделяемых на проведение контрольно-надзорных мероприятий. Ведь в таком случае усилия инспекторов государственного надзора можно будет сосредоточить на наиболее важных направлениях.

Таким образом, отказ от тотального контроля в пользу дифференцированного, когда проверки планируются в зависимости от уровня риска, обеспечит одновременно несколько преимуществ:

1) увеличится процент охвата потенциальных нарушителей обязательных требований;

2) снизится нагрузка на подконтрольные предприятия, хозяйства, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда.

Учет предотвращенного ущерба, а не количества нарушений

Сегодня основу системы отчетности органов контроля и надзора составляют количественные показатели – сколько обнаружено нарушений, наложено санкций. Такой принцип стимулирует инспектора в первую очередь выявлять нарушения, наказывать предприятие или предпринимателя, а не заниматься профилактикой, предотвращая возможный ущерб.

В рамках внедрения риск-ориентированной модели появится возможность делать выводы об эффективности работы контрольно-надзорных органов на основе оценки размера предотвращенного ущерба. Причем в результате выполнения не только контрольных, надзорных мероприятий, но и мер профилактики нарушений, а также разъяснительной работы с предпринимателям.

Контрольно-надзорный орган будет обязан описывать в своем отчете общественно значимую форму контроля. Данное требование направлено на сокращение количества проверок, но при одновременном расширении вариантов иных форм и вариантов контроля, в частности, не требующих непосредственного взаимодействия проверяющих и проверяемых.

Как ожидается, снижение административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей станет следствием реализации целого комплекса мероприятий, получившего название "дорожная карта".

Отказ от избыточных требований

В документе говорится, что предметом контрольно-надзорного мероприятия является оценка соответствия подконтрольного субъекта обязательным требованиям. Зачастую предприниматель или предприятие просто не в состоянии обеспечить соблюдение всех обязательных требований по ряду причин:

а) информационная недоступность требований;

б) их противоречивость;

в) обязательные требования устарели, их нельзя выполнить без чрезмерных экономических затрат.

Отметим также, что во многих случаях соблюдение обязательных требований не оказывает влияния на уровень безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности.

В ходе мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", планируется систематизировать и пересмотреть обязательные требования, соблюдение которых оценивается в процессе контроля, а также обеспечить их доступность для предпринимателей и организаций с учетом конкретного вида государственного контроля и надзора.

По итогам систематизации должны быть устранены требования, которые:

а) избыточны;

б) устарели;

в) дублируют друг друга;

г) не соответствуют достижениям науки, техники и уровню развития экономики.

Для каждого вида государственного контроля планируется составить, утвердить и разместить на официальных интернет-ресурсах перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается в рамках проведения мероприятий по контролю. Предусматривается также регулярное обновление таких перечней.

Армия инспекторов и матрица полномочий

Сегодня в нашей стране свыше 30 контрольно-надзорных органов на федеральном уровне и более 10 тыс. – на региональном и муниципальном уровне. Свыше 96 тыс. инспекторов насчитывается только на федеральном уровне. (Такие данные приводятся в распоряжении Правительства Российской Федерации.) Во многих случаях направления их деятельности дублируются, при этом выполнение ряда важных функций не обеспечивается ресурсами, поэтому исполняется неэффективно.

"Дорожной картой" предусмотрены мероприятия, в рамках которых планируется предложить структуру или матрицу функций и полномочий контрольно-надзорных органов на разных уровнях.

Наряду с этим предстоит сформировать типовую модель организации контрольно-надзорной деятельности на региональном и муниципальном уровне, составить сводный перечень видов государственного контроля (надзора) и видов муниципального контроля, а также разработать порядок изменения указанного перечня и совершенствования правового регулирования каждого вида государственного и муниципального контроля.

Элементы плана

Внушительную часть документа (без малого полсотни страниц), занимает перечень мероприятий, которые должны быть реализованы в рамках "дорожной карты". В этом списке 78 позиций, указаны сроки, вид документа и ответственные исполнители.

В заключительном разделе утвержденного Правительством Российской Федерации плана мероприятий приводится список правовых актов, которые предстоит принять:

I. Федеральный закон о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации.

II. Указ Президента Российской Федерации об установлении показателей результативности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих.

III. Постановление Правительства Российской Федерации о порядке применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного контроля.

Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности и переход на новые принципы ее организации требует создания комплексного информационно-коммуникационного обеспечения контрольно-надзорной деятельности. Организация эффективной системы оценки рисков и управления ими предусматривает выполнение анализа большого объема данных, в частности, о характеристиках подконтрольных предприятий и предпринимателей, результатах их предыдущих проверок. Все это невозможно осуществить без внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.

В ожидании результатов

Примечательно, что "дорожная карта" реализуется с учетом опыта внедрения уже выполненных в пилотных регионах мероприятий. Как ожидается, первые результаты представленного плана появятся в текущем году. В частности, таковыми должны стать:

1) разработка и внесение в Госдуму Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации;

2) подготовка предложений об исключении избыточных и дублирующих контрольных функций.

Приглашаем читателей портала к обсуждению плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

www.ветеринария.рф

1605 просмотров
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика