Приказ № 589: обсуждение постфактум

Рубрика:
Российские новости
Приказ № 589: обсуждение постфактум

Принятый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации приказ № 589 от 27.12.2016 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях» (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2016 № 45094) вызвал многочисленные споры заинтересованных сторон, в том числе в сети Интернет. Что именно послужило питательной средой для дискуссий и столкновения разных мнений? Юридическая служба, эксперты Ассоциации «Ветбезопасность» и корреспонденты портала «Ветеринария.рф» проанализировали дискуссию, разгоревшуюся постфактум, то есть уже после издания приказа, и выделили наиболее острые вопросы. 

Одной из причин повышенного интереса к документу стало неожиданное сокращение установленного срока публичного обсуждения приказа на портале http://regulation.gov.ru/, в течение которого принимаются предложения. Проект утвержденного приказа должен был обсуждаться до 16 января 2017 года. Однако по неизвестным причинам и без предупреждения желающих высказать свои мнения и точки зрения срок обсуждения проекта приказа был сокращен до 26 декабря 2016 года. И произошло это вечером указанного дня, что не оставило участникам обсуждения времени отреагировать. Приказ был издан Минсельхозом России 27 декабря 2016 года и вступил в силу 10 января 2017 года.

За прошедшие дни количество вопросов у участников правоотношений только увеличивалось.

Большая часть вопросов касается Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС). Именно с ее помощью должны оформляться ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) в электронной форме. Приказ вступил в силу, но для начала действия ФГИС, согласно законодательству Российской Федерации, требуется правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень соответствующих мероприятий и устанавливающий срок начала эксплуатации. В настоящее время правовой акт оператором не обнародован.

Кроме того, Россельхознадзору по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации было поручено подготовить функциональные и технические требования к Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии, требования к защите информации и методические указания по обеспечению функционирования ФГИС. Однако указанные правовые акты вниманию общественности до сих пор так и не представлены.

Несмотря на это, в целях оформления ВСД Россельхознадзор фактически обязывает использовать информационную систему «Меркурий».

Масла в огонь полемики подливают и вопросы о полномочиях соответствующих лиц на оформление ВСД. Так, заявка уполномоченных лиц организаций-производителей на регистрацию во ФГИС в целях оформления ВСД должна содержать документы, подтверждающие наличие ветеринарного образования. А индивидуальный предприниматель-производитель может и не предоставлять такие документы. Как и кто в таком случае будет обеспечивать ответственность в сфере ветеринарной безопасности малых предприятий?

Необходимо отметить, что вопросов по реализации и внедрению ФГИС на интернет-форуме Россельхознадзора достаточно много, в том числе и технического характера. Какие-то из них решаются в «ручном режиме», а какие-то остаются без ответа.

Опрошенные экспертами Ассоциации «Ветбезопасность» специалисты объясняют сложившуюся ситуацию с приказом как техническим несовершенством системы, предлагаемой для электронной ветеринарной сертификации, так и неготовностью нормативной базы для ее внедрения.

Кроме того, ряд участников дискуссии высказывает опасения относительно отсутствия в принятом приказе условий использования усиленной квалифицированной электронной  подписи для оформления сертификатов. По их мнению, такая подпись могла бы повысить персональную ответственность лиц, оформляющих ВСД в электронной форме, а в конечном счете – качество и безопасность подконтрольных товаров. Наряду с этим возможность использования электронных ВСД без необходимой электронной подписи вне ФГИС вызывает сомнения. В России есть четкая система идентификации личности и, соответственно, определен персональный уровень ответственности, тогда как для большей части электронного пространства процесс регламентации только формируется. Без электронной подписи документооборот не имеет юридической значимости – как хозяйствующие субъекты будут решать вопросы в судебном порядке, если понадобится? Чиновники ратуют за технические нововведения, но подготовлена ли законодательная база для такой системы взаимоотношений?

Еще один важный вопрос заключается в интернет-покрытии регионов нашей страны. Известна статистика, показывающая, что многие субъекты не имеют высокоскоростного доступа в мировую Сеть либо соединение обеспечивается с перебоями. Если все будет завязано на ФГИС, то где гарантия бесперебойного товарооборота в случае отсутствия интернет-доступа или сбоя в сети? Как в таких случаях действовать ветеринарным специалистам, предпринимателям, потребителям? Искать точку интернет-доступа в окрестностях? Или «звонить другу»? Прежде чем внедрять новые технологии, разработчикам, возможно, надо было проанализировать, насколько актуальна эта проблема для нашей страны.

В заключение стоит отметить, что конечная цель реализации приказа профессиональному сообществу неочевидна. Похоже, возникли явные противоречия в такой важной сфере, как продовольственная безопасность. Правительственная комиссия по борьбе с АЧС, которую возглавляет вице-премьер Аркадий Дворкович, стремится обеспечить жесткий контроль эпизоотической обстановки, в том числе и в сфере перевозки грузов. В то же время приказ Минсельхоза России допускает перемещение произведенного подконтрольного товара и животных производителем по территории нашей страны без ветеринарных сопроводительных документов. Получается, владелец самостоятельно должен учитывать эпизоотическую обстановку, не отвечая за это? Достаточно одного очага опасного заболевания, такого как, например, африканская чума свиней или бешенство, чтобы болезнь распространилась по нескольким регионам. И кто тогда будет нести ответственность за последствия? Разработчики документа?

www.ветеринария.рф

 

6616 просмотров
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика