О ситуации по отлову безнадзорных животных: информация и предложения Новосибирской области

Автор:
Ассоциация Ветбезопасность
Рубрика:
Безнадзорные животные


Отлов безнадзорных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации проводится в целях: - обеспечения безопасности людей от неблагоприятного физического, биологического, психологического и иного воздействия со стороны безнадзорных животных, обеспечения общественного порядка для предупреждения биолого-социальных чрезвычайных ситуаций (в том числе покусов людей) нарушающих нормальные условия жизни и деятельности людей, возникающих в результате безответственного отношения к животным и оставления их без надзора (ГОСТ Р 22.0.04-95, подпункты «г» и «з» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и пункт 8 статьи 14, пункт 7 статьи 15 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 2014 г. N 55-КГ14-3, пункт 3 постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. № 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР»); - предупреждения и ликвидации очагов опасных болезней животных (статья 9, статья 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии», определение Верховного Суда Российской Федерации по делу № 32-В09-22 от 28.01.2010 г, решение суда общей юрисдикции Центрального района г. Новосибирска (дело №2-2883/2011), кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда, дело №33-912/2012, ветеринарные правила ВП 13.3.1103-96, Санитарные правила СП 3.1.7.2627-10, п.4.12. «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство. Санитарные правила. СП 3.1.096-96»). Во всех случаях возникновения очагов опасных болезней животных (бешенство) Губернатором Новосибирской области подписывается нормативный правовой акт об установлении ограничительных мероприятий (карантина) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере применения ветеринарно-санитарных мер. На основании нормативного правового акта Губернатора Новосибирской области областной исполнительный орган государственной власти – управление ветеринарии Новосибирской области разрабатывает и утверждает план и организует проведение комплекса ветеринарно-санитарных мероприятий по ликвидации очага бешенства, в том числе организует на карантинной территории (объекте) отлов (изъятие) и карантинирование больных и подозрительных на заболевание животных (как безнадзорных, так и животных принадлежащих гражданам). Проблема отлова животных в рамках проведения мероприятий на территории Новосибирской области по ликвидации очагов опасных болезней животных решается при обязательном участии государственных ветеринарных учреждений (изъятие и карантинирование животных) в отношении как безнадзорных, так и домашних животных. Проблема, связанная с безнадзорными животными вне очагов особо опасных болезней животных является актуальной и относится к отлову безнадзорных животных не в рамках предупреждения болезней животных, а в рамках предупреждения биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате нахождения собак на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, что является собственными полномочиями органов местного самоуправления, так как нападение животного на человека, покус, нанесение повреждений (увечий) человеку собакой или другим животным является чрезвычайной ситуацией. В соответствии с ГОСТ Р 22.0.04-95 биолого-социальная чрезвычайная ситуация – это состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существование сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровья людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений. В соответствии с пунктом 8 статьи 14, а также с пунктом 7 статьи 15 Федерального Закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения и муниципального района. В соответствии с подпунктами «г» и «з» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно «осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», а также «создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». Исходя из положений, указанных нормативных правовых актов органы местного самоуправления обязаны защищать население от покусов безнадзорных и диких животных на подведомственной им территории посредством отлова таких животных. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 2014 г. N 55-КГ14-3 установлено следующее: - в соответствии с пунктом 3 постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. № 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Отлов таких собак производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства; - в настоящее время указанное постановление не отменено и не противоречит каким-либо нормативным актам, в том числе Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а следовательно является действующим и подлежащим применению. В соответствии с п.2 раздела 2 Конституции Российской Федерации «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации». Решением суда общей юрисдикции Центрального района г. Новосибирска (дело №2-2883/2011) установлено, что проводимый отлов органом местного самоуправления не имеет цели проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных (это решение подтверждено кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда, дело №33-912/2012). Кассационным определением Новосибирского областного суда от 24.01.2012 г по делу №33-164/2012, установлено, что Правительство Новосибирской области обязанностей по отлову безнадзорных животных не имеет, так как во исполнение своих полномочий Правительством Новосибирской области было принято распоряжение от 30.09.1997 г. №396-р о возложении на территориальные администрации районов и городов области обязанностей по обеспечению отлова безнадзорных собак и кошек, что соответствует положениям постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. № 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР», которое действует и в настоящее время, что подтверждено указанным выше определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. В Методических рекомендациях по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 613 (пункт 8.10.6), закреплено: отлов бродячих животных рекомендуется осуществлять специализированным организациям по договорам с администрацией муниципального образования в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели. Правомочность проведения мероприятий по отлову безнадзорных животных органами местного самоуправления сельских поселений установлена принятым Государственной Думой 18 марта 2015 года и одобренным Советом Федерации 25 марта 2015 года Федеральным законом «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанным федеральным законом установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. При этом необходимо разделять понятия «организация проведения мероприятия» и «осуществление мероприятия». В первом случае предполагается принятие нормативных правовых актов, координация мероприятий и контроль за их выполнением. Под «осуществлением мероприятий» понимается непосредственная работа по отлову и содержанию безнадзорных животных. На основании вышеизложенного в Правительстве Новосибирской области рассматривается следующий вариант решения вопроса, связанного с отловом безнадзорных собак. В целях организации мероприятий по отлову безнадзорных животных соответствующим органам исполнительной власти поручено разработать и внести на утверждение в установленном порядке «Правила отлова и содержания безнадзорных животных в Новосибирской области», в которых планируется предусмотреть следующее: 1. Организацию мероприятий по отлову (изъятию) безнадзорных животных осуществляют: - при ликвидации очагов особо опасных болезней животных - областной орган исполнительной власти в сфере ветеринарии; - в целях предупреждения биолого-социальных чрезвычайных ситуаций вне очагов особо опасных болезней животных в отношении животных, находящихся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица – органы местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением и внутригородского района; - на территории охотничьих угодий, на территориях заповедников, заказников – областной орган исполнительной власти в сфере охраны животного мира. 2. Организацию мероприятий по установлению ограничительных мероприятий (карантина) при возникновении особо опасных болезней безнадзорных и отловленных животных осуществляет областной исполнительный орган государственной власти в сфере ветеринарии. 3. Организацию мероприятий по строительству карантинных пунктов для карантинирования животных, больных и подозреваемых в заболевании особо опасными болезнями животных осуществляет областной исполнительный орган государственной власти в сфере ветеринарии. 4.Организацию мероприятий по строительству приютов для безнадзорных животных, отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляют органы местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением и внутригородского района. 5. Организацию государственной поддержки органов местного самоуправления по обеспечению комплекса мероприятий для приобретения необходимого оборудования, строительства приютов, обустройства площадок для животных, зарешечивания окон в подвалах домов и других сооружений осуществляет областной исполнительной орган государственной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 6. Осуществление государственного ветеринарного надзора за соблюдением ветеринарно-санитарных правил при отлове и содержании безнадзорных животных в приютах и карантинных пунктах, а также осуществление надзора за проведением противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий в отношении отловленных животных осуществляют должностные лица регионального государственного ветеринарного надзора. 7. Проведение клинико-диагностических, лабораторных и лечебных мероприятий при отлове и содержании безнадзорных животных в приютах и карантинных пунктах осуществляют учреждения, подведомственные управлению ветеринарии Новосибирской области, либо аккредитованные в установленном порядке специалисты в области ветеринарии. Органам местного самоуправления будет рекомендовано активизировать работу административных комиссий муниципальных образований в соответствии со статьей 4.5 закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» по привлечению к ответственности за ненадлежащее содержание животных, в том числе оставление животных без присмотра. Указанная работа позволит сократить появление новых безнадзорных животных в населенных пунктах Новосибирской области.

2040 просмотров
Нужно авторизоваться

На данный момент комментариев нет!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Вход    Регистрация

Яндекс.Метрика